0
1254
Газета Культура Печатная версия

25.03.2000 00:00:00

Анджей Вайда: человек-алмаз

Тэги: Вайда, кино, Оскар


Анджея Вайду наконец признали в Америке.

ШЕСТОГО марта самый знаменитый польский режиссер Анджей Вайда отметил свое 74-летие. А 26 марта автор "Человека из мрамора" и "Человека из железа" получит в Лос-Анджелесе "Человека из золота". То, что Анджея Вайду наконец-то признали американцы, конечно, делает честь им, а не ему, давно ставшему одной из ключевых фигур послевоенного европейского кино.

Кто знал бы местечко Сувалки, если бы там не родился в 1926 году пан Анджей, чьей последней работой на сей момент является пользующаяся громадным успехом в Польше экранизация "Пана Тадеуша" другого польского классика и услышанного пророка - Адама Мицкевича. От "Поколения" до "Пана Тадеуша" - более трех десятков фильмов Анджея Вайды, который довольно скоро из "певца поколения" превратился в своеобразного кинематографического творца "вечного полонеза" о судьбе Речи Посполитой не только в стародавние времена, но и в нынешние дни. "Еще Польска не сгинела..." - этот романтически-трагический рефрен пронизывает практически все работы мастера, который порой не может не иронизировать, более того - открыто издеваться над понятием "польского гонора", но непременно признается подчас в мучительной любви к отчизне.

Проще всего видеть нежную приверженность режиссера "родным палестинам" в историко-эпическом "Пепле" по Стефану Жеромскому или в мощной социальной фреске "Земля обетованная" по Владиславу Реймонту, в особо трогательных и буквально пронзающих душу вроде бы акварельных экранизациях Ярослава Ивашкевича - "Березняк" и "Барышни из Вилько". Но, как это ни странно, типичная "польскость" Вайды непостижимо ощущается и в ряде "русских проектов" ("Сибирская леди Макбет" по Николаю Лескову, "Пилат и другие - фильм на Страстную пятницу" по мотивам "Мастера и Маргариты" Михаила Булгакова, "Бесы" по Федору Достоевскому, "Настасья" по мотивам "Идиота" Достоевского), и в иных заграничных произведениях ("Теневая полоса", "Дантон", "Любовь в Германии"). Правда, и тут можно было бы найти элементарное объяснение в схожести чувств "славянской души", по-своему понимающей даже историю Христа; в том, что режиссер все равно обращался к сочинениям поляков по происхождению ("Дантон" - пьеса Софьи Пшибышевской, "Теневая полоса" - роман Джозефа Конрада, настоящая фамилия которого - Коженевский); или же по-прежнему, как в "Любви в Германии", касался одной из генеральных тем собственного творчества о "скорбной участи поляка на войне".

"Особенности национального миросознания", по Анджею Вайде, заключаются в том, что человек духа, преисполненный романтического порыва, оказывается сражен историческими катаклизмами, социальными потрясениями или превратностями судьбы. Название его "Летны" - это дословно "Летучая". Речь идет о лошади с такой кличкой, но и польская конница, с саблями наперевес, наивно и бессмысленно (с точки зрения скептиков и прагматиков) идущая в атаку на немецкие танки, - это тоже парадоксальное проявление "летучести Духа", который, как известно, "веет, где хочет". Иешуа и Дантон - те же идеалисты-романтики, в одиночку бросающиеся на устранение несправедливостей мира, зовущие людей к борьбе за духовное освобождение и получающие в ответ предательство единомышленников, неминуемую смерть, а главное - извращение своих идей и учений.

Вот и два самых политизированных произведения польского режиссера - дилогия "Человек из мрамора" и "Человек из железа", - если к ним внимательно приглядеться и отбросить всякую идеологическую предубежденность, оказываются не чем иным, как современными притчами не только о столкновении человека-индивидуума с безличной системой подавления, но и о настойчивом противостоянии этому все извратившему обществу тех избранных людей, которые искренне преданны своей идее и уже поэтому являются идеалистами. К тому же в обеих картинах с редкостной остротой поставлена проблема взаимоотношений художника и власти, любого проявления истинно творческого человека и нивелирующего принципа существования в государстве "равных", не терпящих тех, кто смеет выделяться из общего ранжира. Пересматривая сейчас эти ленты, подвергнувшиеся оскорбительному разносу в советской прессе (особенно досталось "Человеку из железа" от критика Евгения Суркова), понимаешь, что их автор был отнюдь не конъюнктурен и сиюминутно злободневен, а прозорливо глядел в будущее. Пройдет эпоха открытой сшибки романтиков (к коим следует отнести и Леха Валенсу) с ненавистным общественным режимом - и наступит новая эпоха "человека из глины", каковым, например, кажется тележурналист Винкель в исполнении актера Мариана Опани.

Собственно говоря, Вайда предупреждал об опасности "тихого обуржуазивания" еще с момента появления в 1960 году "Невинных чародеев", тем более в "Охоте на мух" (1969), еще через девять лет - в фильме "Без наркоза", последний раз - в "Девочке Никто" (1996). Кстати, если принять в качестве гипотезы этот девятилетний цикл возвращения польского постановщика к теме "вырождения былых идеалов" и ловкой мимикрии тех, кто прежде считался человеком благих намерений и достойных поступков, то экранизация "Бесов" (несмотря на то что сам Анджей Вайда стесняется этой картины, считая, что пошел на недопустимые уступки французским продюсерам) прекрасно укладывается в данный тематический ряд.

И то, что он в 90-е годы все-таки предпочитает замкнуться в военной истории ("Корчак", "Перстенек с орлом в короне", "Страстная неделя") или в еще более давних временах, как в "Настасье" и "Пане Тадеуше", свидетельствует вовсе не о бегстве от сегодняшней реальности, а о том, что она Вайде неинтересна по причине угаданности многого еще три-четыре десятилетия назад.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Потребительские настроения наткнулись на опасную вилку

Потребительские настроения наткнулись на опасную вилку

Михаил Сергеев

Несбывшиеся экономические ожидания народа могут стать проблемой для власти

0
1439
"Зерновой коридор" под угрозой вербальных интервенций

"Зерновой коридор" под угрозой вербальных интервенций

Анатолий Комраков

Россия способна преподнести мировому рынку продовольствия неприятный сюрприз

0
1252
Фондовый рынок в России решили держать полузакрытым

Фондовый рынок в России решили держать полузакрытым

Ольга Соловьева

Возвращение нерезидентов на биржу пока откладывается

0
1252
Товарооборот между РФ и КНР по итогам первых семи месяцев 2022 года вырос на 29%

Товарооборот между РФ и КНР по итогам первых семи месяцев 2022 года вырос на 29%

0
593

Другие новости