0
1354
Газета Культура Печатная версия

28.03.2000 00:00:00

Откуда и куда

Тэги: театр, Золотая маска


ЗА СОВРЕМЕННЫМ танцем в России окончательно признаны права гражданства. Среди номинаций "Золотой маски" он получил свою, отдельную от номинации "Балет". Хороший актер может сыграть и телефонную книгу. Геннадий Абрамов и его "Класс экспрессивной пластики" сыграли "Кровать". Кровать - модель межчеловечьего и одновременно внутридушевного пространства. Здесь ясность замысла, эмоциональная многослойность, пластическая и мимическая сверхточность, актеры-виртуозы (Евгения Козлова, Ирина Гонтовая, Дмитрий Неживой).

"Девочки - направо, мальчики - налево" в постановке Натальи Левченко и Евгения Мартьянова ("Киплинг", Екатеринбург) - взгляд на советскую эпоху, полный юмора и какой-то несегодняшней нежности. И менталитет можно станцевать. Но нельзя пересказать, как глупо пересказывать, какого цвета каждая точка в картине пуантилиста.

"Свадебка" Игоря Стравинского ("Провинциальные танцы", Екатеринбург, хореограф Татьяна Баганова) - спектакль редкой силы и эмоциональной глубины. Утробный вопль смутного времени в почти безнадежном стремлении через ритуал, через вековой обряд вернуться к истокам, подлинности, в них обретя утраченный рай.

Между тем остальные номинанты вызывают недоумение. Претенциозная самодеятельность - "Играющий мальчик" ("Диклон", Санкт-Петербург, хореограф Юрий Кретов). Телесные всхлипы при отсутствии чувственных наслаждений - "Любовь моя, цвет зеленый..." по мотивам пьесы Лорки "Дом Бернарды Альбы" ("Крепостной балет", город Шелехов Иркутской области, хореограф Елена Прокопьева). Унылые притязания на философичность, сдобренные китайской экзотикой, - "Откуда и куда" (Русский камерный балет "Москва", хореограф Вань Су). "Ты есть у меня или тебя у меня нет?" (Театр современного танца, Челябинск) - неоспоримое свидетельство того, что с ассортиментом современных мировых веяний хореограф Ольга Пона в целом ознакомилась.

Фестивальная программа в номинации "Балет" оказалась куцей. Представленная Красноярским театром оперы и балета "мистерия" "Кармина Бурана" (хореограф и постановщик Александр Полубенцев) на музыку знаменитой кантаты Карла Орфа - зрелище в духе и стиле заштатного гостиничного варьете двадцатилетней давности. Зато мы не увидели самый грандиозный проект прошедшего сезона - реконструированную Сергеем Вихаревым по записям Николая Сергеева (из коллекции Гарвардского университета) "Спящую красавицу" в хореографии Мариуса Петипа, поскольку Большой театр наотрез отказался предоставить сцену Мариинскому. Не поставил Большой в афишу и собственных номинантов - балеты Джорджа Баланчина "Агон" и "Симфония до мажор" (не оттого ли, что без должной работы они со времени премьеры заметно "захромали"?). Два главных театра страны как будто соревнуются в демонстративном пренебрежением к главной театральной премии. Этим, очевидно, объясняется и энный состав, отряженный Мариинкой исполнять балеты Алексея Ратманского.

С именем Ратманского многие связывают надежды на возрождение отечественной хореографии. Оправдаются ли они, покажет время. А о том, что представляет собой хореограф сегодня, ярко свидетельствуют три его одноактных балета. Прежде всего обращает на себя внимание профессиональная культура. Ратманский не из доморощенных Кулибиных от балета. Начитан, "насмотрен", свободно ориентируется в мировом хореографическом и общекультурном пространстве. Однако "Поцелуй феи" по сказке Андерсена "Ледяная дева" (музыка Игоря Стравинского на темы Петра Чайковского) показал, что сюжетные балеты - не самая сильная его сторона. Хореографически сцементировать драматургическую конструкцию не удается, многие эпизоды "провисают", лишь заполняя музыкальное время (не прибавляют изящества балету Александра Иосифиди - Фея и Андрей Яковлев - Юноша). Только в эпилоге, выстраивая в "стране без времени и пространства" восхитительную по гармоничности и чистоте линий группу, Ратманский выступает достойным учеником Петипа, Льва Иванова, Баланчина. Точно в "страну без времени и пространства" уходит он в свою абстрактную версию "Поэмы экстаза" Скрябина, молодой состав исполнителей которой, не тянущих одеяло на себя и создающих единый ансамбль, как раз на пользу. Чего, к сожалению, не скажешь о "Среднем дуэте" на музыку Юрия Ханона. Наталия Сологуб и Ислом Баймурадов, сменив, ни в коей мере не заменили Дарью Павленко и Вячеслава Самодурова. И все же "Средний дуэт" - лучший балет триптиха. В этой пленительной, стильной миниатюре Ратманский - ироничный философ. Быть может, только так и стоит смотреть на мир.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цифровое правосудие дает сбои на адвокатах

Цифровое правосудие дает сбои на адвокатах

Екатерина Трифонова

Процесс внедрения новых технологий приобретает обвинительный уклон

0
1050
Правительство обещает облегчить доступ бизнеса к госпомощи

Правительство обещает облегчить доступ бизнеса к госпомощи

Ольга Соловьева

Предприниматели надеются на снижение налоговой нагрузки

0
1000
Культ гостя никто не отменял

Культ гостя никто не отменял

Андрей Щербак-Жуков

Светлана Некрасова

Семинар-совещание в Махачкале собрал молодых писателей со всей России

0
1049
Семь душ за 100 тысяч

Семь душ за 100 тысяч

Нина Кахиани

Секрет производства таких людей утрачен давно и безвозвратно

0
271

Другие новости

Загрузка...