0
922
Газета Культура Интернет-версия

25.11.2000 00:00:00

Рыбалка и романы о любви

Тэги: PR


- МАРИЯ, как в наши дни женщина, которая является директором по PR известной фирмы, приходит к мысли писать книги о любви?

- Нынешняя книга - "Противоречие по сути" ("Вагриус") - моя третья книга, а бизнес-леди я стала относительно недавно. Защищала докторскую в МГУ, работала более 4 лет журналистом. Теперь вот занимаюсь таким ныне модным делом, как пиар. Поэтому любовь к написанию книг стабильнее, чем смена сфер деятельности, всегда творческих, но рассматриваемых мною как источник стабильности всякого рода, и моральной, и материальной. Я всегда относилась к писательству легкомысленно, хотя помимо трех книг написала более 60 рассказов, которые печатались лучшими российскими журналами. И только сейчас, когда загрузка стала максимальной и экстремальной, наконец-то ответила себе на вопрос, кем в большей степени себя ощущаю.

- И кем?

- Писателем.

- Значит, вы романист?

- Почти. Всегда писала много стихов, но считала, что стихи уж совсем никому не интересны и поэтому не печатала их. Однажды их увидел мой американский друг и отправил в "Ардис". К моему удивлению, "Ардис" опубликовал. А вообще, писать я начала поздно, хотя всю жизнь мне казалось, что во мне клубятся какие-то тексты. Дедушка, наверное, мешал. Мой дед, Савва Голованивский, довольно известный в прошлом писатель, любил говаривать: "Манюша, делай в жизни чего хочешь, только не пиши".

- Не послушались дедушкина совета?

- Не послушалась и опубликовала первую книжку уже после его смерти. Хотя вокруг литературы ходила долго и упорно, вот филфак МГУ, например, закончила. Потом и журналист тоже на жизнь зарабатывает себе пером. И знанием жизни. Да и пиар, хоть и по касательной, но тоже связан с придумыванием образов и сюжетов.

- Кто у вас ходит в пиар-клиентах?

- К сожалению, не могу сказать. Мы, как врачи, своими клиентами не хвалимся. Потому как считаем это неэтичным. Кто из современных пиарщиков не хвалился тем, что именно он придумал и воплотил в жизнь Путина? Только ленивый. А рекламного эффекта никакого. Могу сказать с уверенностью, что к этому "проекту" никакого отношения не имею. Да и вообще я думаю, что вокруг пиара слишком уж сильный романтический ореол у нас в России. Работа как работа. Причем технологии в пиаре должно быть столько же, сколько и в производстве алюминиевых кастрюль. В этом как раз и состоит беда российского пиара, что многие понимают его как креатив или, иначе говоря, как творчество. Когда перестанем так думать, тогда и будет у нас в стране нормальный пиар.

- Порой в народе считают пиарщиков надувателями...

- В той же мере, как надувательством является умение есть ножом и вилкой. Ведь удобнее-то руками. Пиарщики по большому счету призваны привить российской политической жизни некоторые культурные рефлексы, которые существуют в других странах и которые мы заимствовали в других сферах. Политик ведь так и норовит схватить котлету рукой, а пиарщик с занудным выражением лица повторяет ему: "Вилку-то возьми, а то избиратели не поймут". Шучу.

- Может ли пиарщик-либерал (по внутренним убеждениям) раскручивать, например, левого политика?

- С удовольствием бы ответила вам, что и либералов, и левых политиков придумали своего рода пиарщики, но боюсь, что объяснения потребуют слишком много времени. Отвечу на вопрос. Мы в России всегда выбираем людей, а не идеи, симпатизируем людям, а не идеям. А с сильным и ярким политиком всегда интересно и перспективно работать. А потом ведь со временем меняются не только времена и нравы, но и политическая ориентация. Вот Горбачев, например, коммунист по убеждениям, взял и совершил в России буржуазную революцию. Другое дело, что как в жизни, так и в политике встречаются отщепенцы, давно преодолевшие все мыслимые границы между добром и злом. Так вот с такими людьми лучше вообще никому не иметь дела, не только пиарщикам.

- Какое впечатление писательница Мария Голованивская вынесла о политиках, познакомившись с ними поближе?

- Вообще-то фирма, в которой я работаю, больше занимается бизнес-проектами, но на ваш вопрос я отвечу. Политики меня приятно удивили. Среди тех, с которыми мне довелось встречаться, преобладают умные и сильные люди, и я объясняю себе это тем, что путь естественного отбора, который они прошли, дал им хорошую школу. Люди с низким интеллектом, волей, характером быстро сходят с дистанции.

- Обычно интеллигенты ругают политиков, а вы - наоборот.

- Это очень плохая черта русских интеллигентов всех ругать. она мне крайне антипатична. И вообще интеллигенты страшно разочаровали меня, хотя бы тем, что не заступились за Горбачева, которого попирали у них на глазах много лет и который дал обществу те свободы, о которых эти интеллигенты мечтали и которые пропагандировали. Быть интеллигентом у нас значит порицать и политиков, и бизнесменов, и тех, кто просто не разделяет их взглядов по большинству вопросов. Якобы интеллигенты у нас обожествляют культуру и презирают все материальное. Но разве не сами интеллигенты затоптали многих талантливых писателей, художников, музыкантов? Нет ничего проще, чем поссорить интеллигентов между собой и заставить сражаться друг с другом. Хотя бы потому, что, как в народе говорят, два интеллигента - три мнения.

- И это говорите вы, доктор филологических наук, писатель, интеллигентка как минимум в третьем поколении?

- Мне стыдно, что я это говорю. Если в чем россияне и преуспели больше остальных народов, так это в обливании себя грязью.

- А вы могли бы написать книгу, роман, например, о дружбе между политиком и пиарщиком, и возможна ли такая дружба?

- Дружат не профессии, а люди, как, впрочем, и любят друг друга. Можно, конечно, написать хармсовский роман, где образ пиарщицы влюбится в образ политика, но ведь в романах о любви не слишком интересно, кто герои по профессии. Хотя, может быть, я и не права. Коллизия может получиться отменнейшая. Герой - восходящий политик, а его возлюбленная раскручивает его конкурента. Но, по-моему, все-таки не жизненная ситуация.

- А кто входит в число ваших друзей?

- Журналисты, художники, бизнесмены, чиновники. Да в общем самые обычные люди, как у всех.

- А писатели?

- Писателей нет. Есть поэты. Володя Салимон, например.

- Вы сторонитесь писательской дружбы?

- Я сторонюсь не писательской дружбы, а среды. Наша писательская среда все чем-то мается: то православием, то либерализмом, то заботой о судьбах народных. Очень мне не нравится стадное чувство, и еще не нравится - видите опять кого-то ругаю!- лень и неопрятность. Политики мне хотя бы ближе уже тем, что встают рано, работают по 18 часов в день и носят белые рубашки. Убеждена, что человеческая незадействованность в нормальной ритмичной рабочей жизни никак не конвертируется в художественные высоты. Многие западные писатели, которыми мы восхищаемся, честно работали всю жизнь, кто в банке, кто в агентстве по недвижимости и т д.

- В вашей новой книге герои - новые люди. Не новые русские, а именно новые люди. Люди, для которых материальный вопрос уже решен, и они могут решать вопросы духовные. Вы не боитесь, что вас обвинят в снобизме?

- Обвинение в снобизме я бы как-нибудь пережила бы. Снобизм не самая плохая вещь на свете. А что касается до материального благополучия, то, как известно, деньги в счастье конвертируются с трудом. Книга "Противоречие по сути" - это книга о любви, о счастье и несчастье, о том, что, как мне кажется, интересно каждому. Мне очень хотелось написать книгу, которая будет интересна каждому вне зависимости от месячного дохода. И в этом смысле лавры Франсуазы Саган всерьез не дают мне покоя.

- Время ли сейчас писать о любви, у "бездны мрачной на краю"?

- Убеждена, что время. И трагедия в Чечне здесь ни при чем. Трагедия в Чечне требует решений государственного уровня, и общество должно требовать от государства таких решений. Я мечтаю жить и, если угодно, строить гражданское общество, строить в том числе и книгами о любви. "Вор должен сидеть в тюрьме". Учитель - учить детей в школе. Писатель - писать о любви. Философ - говорить о смысле жизни. Мне грустно, что безусловно верный жизненный тезис "Каждому - свое" ( Jeder hat seine) оcвящал ворота Бухенвальда. Этот лозунг применим к нормальному гражданскому обществу. Которое не имеет ничего общего с концлагерем. Такова ирония сентенций.

- От ваших мечтаний отдает откровенным идеализмом. Вам самой так не кажется? "Общество должно требовать у государства". Да у большинства членов нашего общества элементарно денег нет на жизнь. С этим-то что прикажете делать!

- Деньги можно либо красть, либо зарабатывать. Я мечтаю, чтобы Россия была государством, где абсолютное большинство граждан зарабатывает, а не ворует. Шутки про то, что в России все крадут, мне не смешны. Меня очень расстраивает, что в моей стране нет одержимости честными заработками. Не будем углубляться в историю вопроса и мучиться традиционными русскими импотентскими вопросами "Что делать?" и "Кто виноват?". Скажу только, что в России дефицит настоящих мужчин, которые не разговаривают, а делают. Которые презирают пустозвонство, забастовки, дурацкое битье касками по мостовой и ложкой по пустым мискам. Нет денег - забирай семью, уезжай туда, где есть работа. Уходи пешком. Ищи выходы, чтобы дать своей семье достойную жизнь. Именно из такой идеологии рождается нормальная жизнь, нормальная мораль и с течением времени - нормальное государство, которое просто задает вменяемые правила игры.

- Если сейчас начнется революция, вы-то сами смогли бы в ней поучаствовать?

- Нет. Во-первых, потому, что революция - это кровь, а за кровь отвечают те, кто понимает, что революция - это кровь, и в ней участвуют. Если угодно, революция - это безнравственно, хоть и увлекательно для людей с воображением. Я свою азартность предпочитаю удовлетворять на рыбалке, которую обожаю с детства, и за игрой в Ма-джонг, знаменитая китайская азартная игра, в которую я играю последние 10 лет. Это не так безнравственно, как революция.

- Ну, а дворцовый переворот вас бы прельстил?

- Пожалуй, да. Дворцовый переворот - это настоящее царство интриги, которое не может оставить писателя равнодушным. Дворцовый переворот - это концентрат бурной политической жизни, но только без невинных жертв на улицах. Как пиарщик, я мечтала бы прописать сценарий одного из них. Если бы не получилось переустроить общество, то, может быть, получилось написать интересную книгу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Электронное голосование проверяют на излом

Электронное голосование проверяют на излом

Дарья Гармоненко

Иван Родин

К выборам Госдумы-2026 дистанционных избирателей должно быть много

0
491
В "Газпроме" назвали дополнительные источники газа для "Сахалина-2"

В "Газпроме" назвали дополнительные источники газа для "Сахалина-2"

0
364
Дефицита яблок на российском рынке не будет

Дефицита яблок на российском рынке не будет

0
359
Женщины могут увеличить экономику на 20%

Женщины могут увеличить экономику на 20%

Ольга Соловьева

При нынешних темпах сокращения неравенства полный гендерный паритет будет достигнут через 134 года

0
510

Другие новости