0
1430
Газета Культура Интернет-версия

10.12.2000 00:00:00

Крутой маршрут Люка Бессона

Тэги: люк бессон, кино


люк бессон, кино Мила Йовович, Люк Бессон, Брюс Уиллис в Каннах и примкнувший к ним модельер Готье.
Фото АП

На фоне общего кинопотока в Москве "Такси-2" Люка Бессона и Жерара Кравцика смотрится лучшим среди самых первосортных "экшнов", не говоря уже о комедиях. Думается, в России фильму обеспечен успех по крайней мере не меньший, чем на родине. Впрочем, само понятие родины для "Такси-2" относительно. Голливудская прививка ощущается и в стремлении к зрелищному размаху, и в настроении бурного жизнелюбия, и в самом обилии трюков. Сюжет о показательных учениях французской полиции, во время которых вполне настоящие террористы похищают японского министра, становится лишь поводом для целой лавины спецэффектов. После "Пятого элемента" Бессону уже трудно отказаться от "больших маневров" летающего транспорта. В новой комедии обычное на вид белое такси носится по трассе как беззаконная комета. Все потуги полиции контролировать движение кажутся жалкой старомодной возней и заранее вызывают в зале гомерический хохот. С самого начала понятно, что суперавтомобиль сметет на своем пути все приборы для определения скорости и даже придет первым к финишу, случайно смешавшись с участниками ралли. Позже у машин в "Такси-2" будут вырастать специальные лопасти для перелета через препятствия и управления в воздухе во время спуска на парашютах. Девушки из французской полиции и японской службы охраны проявляют такое виртуозное знание восточных единоборств, что мужские силы спецбоевиков тут же померкнут. А чуть придурковатый с виду таксист, неудачник, окажется первым суперменом. Все американские мечты о техногенном рае, о женском равноправии, о воздаянии простакам, способным преодолеть любые трудности, воплощаются в "Такси-2" с удивительной искренностью. Складывается впечатление, что французы наконец впервые прониклись идеалами Америки по-настоящему┘

Однако подлинную оригинальность фильму придает сугубо французский шарм визуальных и словесных шуток. Самое прекрасное в эпизодах гонок - слегка перекосившиеся и осунувшиеся физиономии водителя и его пассажира, сурового генерала. Но это не эмоциональные переживания сверхскоростного движения, а всего лишь физиологическая реакция на бесконечные виражи. Лица буквально "разъезжаются" при скорости свыше 300 км в час! А сколь очарователен кадр, в котором из раскуроченного в процессе погонь лотка с сувенирами взлетают в воздух десятки золотистых Эйфелевых башенок. Такой ненавязчиво доброй иронии и любви к родному китчу, к "развесистой клюкве" Парижа трудно сыскать в другом французском кино. В "Такси-2" подтрунивают над притязаниями Франции на роль мощной милитаристской державы. Генерал ведет себя с домочадцами как с солдатами в казарме. А рассказывая жениху дочери о своих военных подвигах, входит в раж, словно буйнопомешанный ребенок. Зато в разгар экстремальной ситуации впадает в спячку. Когда же его пробуют разбудить, посвистывая прямо над ухом, герой лишь начинает храпеть в такт свисту. Вот и все его "быстрое реагирование". Правда, приказ блокировать парижские тоннели танками генерал отдает все-таки вовремя.

"Такси-2" принадлежит новейшему поколению картин, вся прелесть и вся суть которых заключается в атмосфере абсолютной несерьезности и "ненастоящести" происходящего. Персонажам (и режиссеру) не важно, сохранят ли Франция и Япония добрые отношения. Героям абсолютно не важно, удастся их карьера или нет. Не важно, останутся ли они вообще в живых. Может возникнуть наивное предположение, что здесь представляет ценность любовь. В начале картины герой спешит на обед с родителями своей подруги - но сильно опаздывает, подвозя рожающую женщину в больницу и присутствуя при родах. А ввязавшись в противоборство с террористами, постоянно напоминает напарникам о своем прерванном свидании и торопится поскорее разрешить международный конфликт, чтобы заняться любовью. В результате кажется, что герой, именно желая оттянуть нежную встречу, нарочно ввязывается в опасные маневры. А в эпицентре боевых действий болтает о своем свидании, чтобы не зацикливаться на общественных проблемах. Герою дороже всего ощущение, что события текущего момента всегда совершенно несущественны. При такой психологической установке у героев не может быть катастроф. А режиссер волен оборвать "экшн", когда ему вздумается. Ведь вся картина мира здесь - это цепочка всяких казусов, не более того. А все кино - виртуозный монтаж клише, игра условностями. Если рассуждать в терминах современного искусства - это эстетика постмодернизма. Если пользоваться обычным сленгом, такова философия тотального "пофигизма". Для интеллектуальной публики фильм Бессона - слишком массовая картина. Для массового зрителя - слишком претенциозная. Но "Такси-2" будут любить именно за ту свободу, с какой оно маневрирует между авторским искусством и безымянным ремеслом, разрушая былые стереотипы "настоящего кино".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин: Таможенные сборы за первое полугодие 2024 года выросли на 500 млрд руб.

Путин: Таможенные сборы за первое полугодие 2024 года выросли на 500 млрд руб.

0
1665
Швеция решила передать Украине резервные электростанции

Швеция решила передать Украине резервные электростанции

0
1253
Граждане стали сами себе девелоперами

Граждане стали сами себе девелоперами

Анастасия Башкатова

Семьям приходится возводить жилье своими силами

0
2308
Правительство предложило Госдуме отказаться от госпропаганды в законах

Правительство предложило Госдуме отказаться от госпропаганды в законах

Иван Родин

Традиционные российские духовно-нравственные и семейные ценности нормативно не определены

0
2660

Другие новости