ГЛАВНЫЕ ЛАУРЕАТЫ
"Золотой лев" за лучший фильм: "Свадьба в сезон муссонов" (Индия, режиссер Мира Наир).
Несколько историй из жизни богатой пенджабской семьи. Они мастерски сплетены в один клубок вокруг свадьбы главных героев. Фильм был отснят за 30 дней при небольшом бюджете. Но в нем есть и песни, и пляски, и яркие краски. И богатый соблазнитель маленьких девочек. В ролях - звезды индийского кино и новички (среди них - члены собственной семьи режиссера). "Пенджабские семьи в Индии то же, что итальянцы в Европе: у нас большой аппетит к жизни" (Мира Наир). На вручение приза Мира Наир приехала вместе с мамой.
Тонко сбалансированный фильм. И политкорректный, и экзотический. И независимый, и коммерчески перспективный. И индийская, и американская кинотрадиции. Фильм, изначально рассчитанный на призы.
Гран-при жюри: "Собачьи дни" (Австрия, режиссер Ульрих Зайдль).
Экстремальный фильм про обычную жизнь австрийцев. Толстые мужские животы и обвисшие женские груди. Много секса без всяких признаков любви и бытовое психологическое насилие. Сумасшедшая баба, которой нравится ездить туда-сюда автостопом, - настоящая находка режиссера: Мария Хофштеттер выглядит настолько искренне безумной, что страшно за нее. Перемешаны актеры и "люди с улицы". 5 лет ушло на подготовку, 3 года - на съемки и год - на монтаж. Результат достоин таких усилий.
Специальная премия за режиссуру: "Тайное голосование" (Италия/ Иран/ Канада/ Швейцария, режиссер Бабак Пайами).
- За кого вы голосуете?
- Мой кандидат - Аллах.
- Но Аллаха нет в списке.
- Тогда зачем голосовать?
В этом диалоге - суть иранского "род-муви". Бабак Пайами вернулся на родину после 20 западных лет, чтобы снимать кино такого рода. Противоречие между исламской глубинкой и демократией - налицо. Сюжетный стержень - поездка женщины и мужчины в день выборов по отдаленным районам. Представьте себе солдата Сухова, который собирает голоса у "Зульфии, Зухры, Зейнаб" в компании с иранской феминисткой...
Премия за лучший сценарий: Карло Куарон и Альфонсо Куарон. "Твоя мама тоже хороша" (Мексика, режиссер Альфонсо Куарон). Тут же: премия Марчелло Мастроянни - актеры Гаэль Гарсиа Бернал и Диего Луна.
Много обнаженки. Но очень радостной и нежной. Сценаристы - братья Куарон - придумали историю о двух подростках "не разлей вода", которым нравится купаться в одном бассейне и влюбляться в одну женщину (ее сыграла Марибель Верду). Актриса так говорит о своих партнерах: "Они были очень открыты и смеялись целый день, это фантастика". Актеры и на прессовке смеялись радостно, как дети. Какими, собственно, они и являются, если не считать того, что их кино- и театральный опыт уже велик: ребята дружат с 12 лет, когда они играли друзей для "мыльной оперы". Фильм - о дружбе.
Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль: Луиджи Ло Кашио, кубок Вольпи за лучшую женскую роль: Сандра Чеккарелли. Оба в фильме "Свет моих очей" (Италия, режиссер Джузеппе Пиччиони).
Надо же было итальянцам и итальянцев наградить!
САЛЯМ, НЬЮ-ДЕЛИ!
Первый раз "Золотого льва" получила женщина. Первый раз "Золотой лев" мог бы отправиться в Индию. Но отправится в Америку, где живет режиссер Мира Наир. На сцену Палаццо дель Чинема на острове Лидо поднялась женщина в сари. Паоло Баратта, президент Венецианской биеннале, и Нанни Моретти, президент жюри кинофестиваля, вручили ей увесистую статуэтку. "Это награда, пришедшая из другой части мира, и это дает мне ощущение особой гордости", - сказала вскоре после церемонии Мира Наир. Индийская актриса, работавшая когда-то в политическом театре на улицах красной Калькутты, снова вознеслась до одной из европейских киновершин. Как режиссер "лучшего фильма" 58-го Венецианского кинофестиваля.
Мира Наир - успешный режиссер из "другого мира". То есть из того мира, который лежит за пределами США и Европы. В последние годы, однако, она предпочитает жить в США. Первый ее полнометражный кинофильм - "Салям, Бомбей!" (1988) - принес Мире Наир славу. Он был награжден "Золотой камерой" в Каннах и призом жюри в Монреале, а также номинирован на "Оскар", "Сезар" и награду Британской киноакадемии. История уличных подростков понравилась зрителям. В Каннах и Монреале "Салям, Бомбей!" получал призы зрительских симпатий. А "Камасутра" (1996) по всему миру привлекала уже одним своим названием, но в Индии вызвала скандал. Новый фильм - "Свадьба в сезон муссонов" - может рассчитывать на популярность не только в США и Европе, но и в Индии.
Музыка и танец - вот основа основ индийского кино. Герои целуются, и вдруг... врываются 20 танцовщиц: европейскому зрителю такой внезапный вставной номер кажется чужеродной условностью. Новый фильм Миры Наир следует индийской традиции - там полным-полно песен и плясок. Но они объяснены сюжетно - речь-то идет о свадьбе, а значит, все и должно завершаться счастливой свадебной пляской под проливным дождем. "Болливудская музыка и фильмы - это неотчуждаемая часть нашей повседневной жизни, а "Свадьба в сезон муссонов" свободно обращается с болливудскими условностями - как музыкальными, так и визуальными, - считает Мира Наир. - Это болливудский фильм, сделанный по моим собственным правилам". Болливуд - так называют столицу индийской киноиндустрии.
Ярко, красиво, экзотично. Образы завораживают. Сцена сватовства менеджера к служанке - он на коленях, на красном полотнище, окружен свечами, держит в руках огромное сердце, выложенное из цветов...
Политкорректность - одно из ключевых слов к фильму. Есть белые и черные: выходцы из высших и низших каст. Главные герои - из пенджабских семей, благополучных и богатых. А в параллельном мире живут служанка и менеджер из низшего сословия (Виджай Рааз блестяще исполняет роль Пи Кей Даби - этот комический (вначале) персонаж к концу фильма переживает подлинное перерождение благодаря любви). И в финале касты встречаются в общем танце.
"Это песня любви к моему городу Нью-Дели", - говорит Мира Наир. Так что после Бомбея она прославила еще один индийский город. "Я эклектик, потому что у меня одна жизнь, и я не могу повторяться, - сказала Мира Наир через 2 часа после того, как получила главный приз 58-го Венецианского кинофестиваля. - Я была вдохновлена фильмами Эмира Кустурицы, с одной стороны, и Мартина Скорсезе - с другой. Но у меня не было одного гуру". Ей нравится работать в разных манерах. "Истерическая слепота" - ее новый фильм, который выйдет на экраны в 2002 году, - должен быть совершенно другим, чем "Свадьба в сезон муссонов". Мира Наир вырвалась в Венецию прямо со съемок новой женской истории. На сей раз - американской. В главных ролях - Ума Турман и Джина Роулэндс. Одинокая женщина ищет любви в городских барах... Салям, Лос-Анджелес!