0
923
Газета Культура Интернет-версия

02.02.2002 00:00:00

Ленинград mon amour

Тэги: ларин, ленинград


Игорь Ларин, милейший человек и хороший петербургский актер, решил обосноваться в Москве. Получил в управление крошечный театрик в Сокольниках, собрал манатки - и адью, любимый город может спать спокойно. Впрочем, первое содеянное им по приезде все равно посвящено родному Ленинграду, его зарытым в землю аничковым коням, его стограммовым горбушкам, его голодным детям и исковерканным бомбами крышам.

Блокадные рассказы, голос матери, треугольнички с фронта - все тут - в "Ленинградской симфонии". Вот смотрите, такие листовки разбрасывали немцы, в самом начале блокады:

Из кольца вы не уйдете,
Как клопы вы все помрете,
Чечевицу доедите,
Город Ленина сдадите.

А вот такие письма писали дети своим отцам: "Кто тебе сказал, что у нас 800 граммов хлеба в день? Не верь - у нас не 800, и не 400, а только 150 граммов. Папа, приезжай скорей, привези нам хлебца".

А вот, что вспоминает мама Ларина - ее голос раздается из трещащих динамиков, откуда-то сверху, как будто с небес. "Мы жили на четвертом этаже, а сверху жил наш сосед. Так вот, мне потом мама рассказывала, что он свою дочь съел. Убил и съел. И мне было странно, как это он ее убил и освежевал, ведь ей было тогда 16 лет. Она была большая уже. А потом где-то на дороге он нашел крысу, уже дохлую крысу. И кто знает, отчего она умерла, может, от болезни какой. И вообще сколько она пролежала - никто не знал. Так вот, он съел ее, отравился и умер".

Или вот еще история про то, как ее - маленькую девчушку - злая тетя заманила в какой-то подвал. "Девочка, тебе не нужна кукла? А то у меня дочь умерла, а куклу некуда девать". Я и пошла. Заходим мы в парадную, и она меня отводит в полуподвальную комнату и говорит: "Подожди, я схожу за куклой". Уходит и запирает дверь. А под потолком маленькое окошко прямо на асфальт - только через него свет и попадает. И вдруг я слышу за дверью разговор. Мужской голос спрашивает: "Ну что? Привела? - Привела. - Жирненькая? - Ну ничего, нормальная". Я сразу поняла, что они меня сейчас съедят, потому что слышала о таких случаях - их очень много было. Слышала, но никогда не думала, что это со мной произойдет. Так вот я вылезла в это окошко на асфальт и убежала".

Много историй рассказал Ларин - обо всех не напишешь. Да и не к чему - большинство из них известны. Знаем, что ели мертвых, знаем, что ели живых. Знаем, как учили детей в простывших бомбоубежищах, знаем и о буженине в Смольном. Знаем. Помним. Никогда не забудем. И спасибо каждому, кто об этом говорит. Другое дело - как.

Ларин, артист масочный, куртуазный (даром ли свой театр "Монплезиром" назвал?), попытался сыграть серьезный драматический и очень драматичный текст. Но не сумел - загляделся в зал, заигрался с куколкой, притупил остроту чувств. Попытавшись очень страшные вещи проговорить обыденным будничным языком, он не учел, что тут необходимо соблюсти пропорцию: минуту говорим просто, две - с жестким пафосом. Причем простоту сопровождаем отчетливым ярким видеорядом. Вместо этого Ларин начал кривляться, вставлять себе искусственные челюсти, рядиться в бабушкин платок. Не нужно. Глупо и нестрашно.

Понятно, что главная тема "Ленинградской симфонии" - бессмыслица блокады, ее неоправданность. Но ведь выразить это можно так, чтобы было интересно или хотя бы нестыдно. А вышло - по-черномырдински - как всегда.

Конечно, хорошо говорить о блокаде. Очень хорошо. Но иногда можно и промолчать. Просто тихо постоять в пискаревском парке, слушая мерный стук метронома. История от этого только выиграет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Электронное голосование проверяют на излом

Электронное голосование проверяют на излом

Дарья Гармоненко

Иван Родин

К выборам Госдумы-2026 дистанционных избирателей должно быть много

0
638
В "Газпроме" назвали дополнительные источники газа для "Сахалина-2"

В "Газпроме" назвали дополнительные источники газа для "Сахалина-2"

0
467
Дефицита яблок на российском рынке не будет

Дефицита яблок на российском рынке не будет

0
460
Женщины могут увеличить экономику на 20%

Женщины могут увеличить экономику на 20%

Ольга Соловьева

При нынешних темпах сокращения неравенства полный гендерный паритет будет достигнут через 134 года

0
727

Другие новости