0
1121
Газета Культура Интернет-версия

23.04.2002 00:00:00

Лорд Байрон против лорда Элгина

Тэги: акрополь, парфенон, греция


Как грекам хочется облегченно вздохнуть и воскликнуть сокровенное: "В Греции все есть!". Не хватает для этого малости: скульптурного убранства Парфенона. Уже почти два века ведут греки войну за возвращение той части фризов, метоп и скульптур, которая находится в Британском музее. Пока война носит характер не слишком шумной осады, так как на все требования Греции и ЮНЕСКО Англия отвечает вежливым, но твердым отказом. Но в преддверии Олимпийских игр Греция попытается привлечь к этому конфликту все мировое сообщество. Хотя и так все вроде бы "за". И не только Европарламент голосует за возвращение, но и большинство британцев, как ни странно, его поддерживают.

Озвученное желание устроителей выставки - привлечь внимание теперь еще и российской общественности. Тайное желание: да содрогнется мир. Но ни то, ни другое желание не исполнились. Общественность на открытии не содрогалась, а если и интересовалась фрагментами-невозвращенцами, то только в смысле тотализатора. Вернут - не вернут. И большинство ставок, к слову сказать, делалось на то, что Англия не уступит.

Имя лорда Элгина повторялось как страшное заклинание, в затемненной комнате показывали медийную реконструкцию Парфенона, а на стенах были прикреплены листы, где рисованные человечки вытесывали из бесформенной глыбы изящную капитель. Непонятно, как с таким пропагандистским набором греки собираются привлекать на свою сторону. В московском комплекте также картина Поленова и черно-белые снимки обнаженных балерин на фоне Парфенона 20-х годов ХХ века. Которые и оказались наиболее совершенным экспонатом выставки.

Такая скупость экспозиции поражала еще больше, чем явное отсутствие ощущения, что британцы не правы. Тянуло поразмышлять: а могут ли греки вообще - при подобном подходе к делу - выставить возвращенное достойно? Конечно, после столь долгого отсутствия родного "дитяти" дома о нем начинают заботиться особенно. Но подкрепляет подобные мысли лишь один (хотя и красивый) аргумент. А именно - новый музей Акрополя. Заложен он будет в июне 2002 года и откроется, как утверждают самонадеянные греки, еще до начала Олимпийских игр 2004 года. Предполагается, что в музее будет целый зал, посвященный Парфенону. В нем греки и надеются увидеть те 56 пластин фриза, 15 метоп и 19 скульптур с фронтонов Парфенона, которые сейчас фундаментально и красиво выставлены в Британском музее. Огромное окно нового музея будет выходить непосредственно на Парфенон, так что преимущество греков перед англичанами очевидно.

Но греки то ли не уверены в своей затее с музеем, то ли слишком уверены в честности британцев, а потому действуют как-то уж слишком нерешительно и скупо. И в такой ситуации последнее слово останется за британцами, у которых отдел греческих и римских древностей Британского музея не сможет "держаться" лишь на бюсте Перикла и статуе Деметры.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
1095
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
715
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
835
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
1033

Другие новости