0
904
Газета Культура Интернет-версия

07.06.2002 00:00:00

Процесс

Тэги: фестиваль, новая драма


Отшумел театральный фестиваль "Новая драма". Закончился он такой вечеринкой, каких давно не бывало. Празднование вручения премий стало достойным завершением мощной PR-атаки, предпринятой учредителями: ассоциацией "Золотая Маска", МХАТом имени А.Чехова и центром "Документальная сцена". Эти театральные формации составили любопытнейшую Антанту cordiale: участие МХАТа, предоставившего все три свои площадки, обеспечило мероприятию надлежащую солидность. Пачки билетов с портретами Станиславского и Немировича, какие мы носили с собой везде и всюду (чтоб не запутаться), производили впечатление самое благоприятное. Фестивальная программа не была рассредоточена по разным театрам, и, как ни странно, именно поэтому возникало доброе ощущение процесса: в любое время суток возле МХАТа можно было отыскать сонных, но довольных знакомых, присевших на лавочку перекурить между бессчетными читками пьес и показами.

Устроители "Документальной сцены" - люди все больше азартные, темпераментные, с легким смущением утверждающие, что они - это и есть наш театральный авангард. Сказано, конечно, сильно, но ведь и небезосновательно: масштабная диверсия, подобная "Новой драме", замыслена ими уже очень давно. Так или иначе, они имеют непосредственное отношение почти что к каждому событию, связанному с новой драматургией. Такой активностью не славен более никто, драматурга Елену Гремину (воистину человек-эпицентр!) почитают если не главным подвижником, то главным романтиком драматургического продвижения во времени и пространстве.

"Золотая Маска" - это уже марка, своеобразная продюсерская компания, информационный центр и прочее, и прочее. "Маска" манипулирует театральными событиями, сочиняя их: ничего убыточнее фестиваля драматургии вроде бы придумать невозможно, но нет. Убытки в строгой тайне, а событие очевидно. Сколько их было - маленьких фестивалей современной пьесы! Драматурги существовали чуть не сектой, обладавшей тайным знанием собственной театральной необходимости. Теперь новая драма входит в моду, и нет в этом ничего опасного. Просто зрительский интерес направлен в нужную сторону: двадцати-тридцатилетняя аудитория желает глядеть пьесы, написанные драматургами, которые смотрят на мир такими же глазами. Спрос и предложение наконец сошлись.

Однако программа фестиваля "Новая драма", суммировав все возможные вариации на тему современного театра, не явила никаких сногсшибательных открытий. Скорее обнаружила довольно-таки мощный процесс, лишенный пока что очевидных сильных тенденций. Драматургия определяется в своих намерениях, переписывая наново старые сюжеты, исследуя британский опыт документальной драмы, трудно отыскивая иной театральный язык. Ценно, что главный приз фестиваля отдан именно целому спектаклю, ведь пьеса без адекватного сценического воплощения - это в некотором смысле полуфабрикат. И здесь вопрос к отборщикам: отчего в фестивальную афишу не вошел, скажем, спектакль "Ощущение бороды" по пьесе Ксении Драгунской? По какому принципу дифференцировались конкурсная и off-программы? Каковы качественные и количественные критерии в целом? Фестиваль раздразнил любопытство, обилие предлагаемого материала располагает к всякого рода придиркам. В случае первой "Новой драмы" легче систематизировать придирки, нежели поток информации, рухнувший на наши головы. И это неплохо - тоже ведь процесс.

Несмотря на всяческую огласку, "Новая драма" осталась событием скорее внутритеатральным, специфическим. День ото дня на читках и спектаклях пропадали в основном драматурги, режиссеры, артисты, журналисты. Но - их оказалось множество, великое множество. Так что стоит констатировать: данный фестиваль - для профессионалов, для тех, кто всерьез занят нынешним, современным театральным процессом. Зрители дожидаются результата - все же фестиваль раздразнил и их.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ЕС нацелится на болевые точки России

ЕС нацелится на болевые точки России

Юрий Паниев

Каких отраслей может коснуться 20-й пакет санкций

0
1082
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
813
Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Анастасия Башкатова

Эльвира Набиуллина получила очередной карт-бланш от президента и ответила на вопрос о сбоях денежно-кредитной политики

0
1230
Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Иван Родин

Власти корректировали этот закон 53 раза и по разным поводам

0
696