0
663
Газета Культура Печатная версия

21.10.2002 00:00:00

Спартак - чемпион!

Тэги: театр, балет, спартак


Пиар нового "Спартака" в Театре классического балета: зазвать на премьеру гостящего в столице Пьера Кардена и вывести его на сцену. Вежливый француз непременно скажет пару добрых слов об увиденной "роскошной фреске". Рецепт "Спартака": исторические факты разбавить авантюрным романом, скрестив Плутарха с Джованьоли, потом щедрой рукой добавить собственные фантазии "на тему".

Балетмейстеры Наталья Касаткина и Владимир Василев хотели уйти от советского расклада "прогрессивные рабы - гадкие рабовладельцы" и во что бы то ни стало привлечь публику, далекую от балета. Задачу решали просто: придали "древнеримскому" спектаклю облик и стиль эротического варьете. На сцене концертного зала "Россия" - несметное количество посеребренных плавок, позолоченных трико и пестро раскрашенных во всех местах купальников. Блестит все, что можно и что нельзя. Соблазном для постановщиков стала музыка Арама Хачатуряна - жаркая и чувственная, особенно когда вокализы надрывно поет контртенор Эрик Курмангали. (Весь в белом, он заодно играет роль некой высшей силы, за которой табунком бегают детишки в белом - ангелы. Откуда в эпоху Спартака взялись ангелы - известно лишь постановщикам.) Еще соблазн: действие происходит в эпоху конца и соответственно жестокого кризиса Римской республики, подрастерявшей к первому веку до нашей эры былые аскетические добродетели. И главное - маячит как идеал "Сатирикон Феллини", где режиссер придумал собственный упадочный Рим.

Готовясь к работе, хореографы перелопатили всевозможные источники, вплоть до писем Гарибальди (он называет Спартака "Христом - искупителем рабов"), даже консультировались с итальянскими профессорами, от которых узнали, что декорации античного Рима должны быть светлыми. В балете возник серый задник под древний амфитеатр. Но (если продолжить отсылки к библейско-евангельским текстам) обилие информации сработало в точности по Экклезиасту: умножая знания, умножаешь скорбь.

Мало того, что запутанное либретто перегружено историческими и псевдоисторическими именами и подробностями. Неясно происходящее на сцене - вот в чем беда. Только уткнувшись носом в программку в темноте зрительного зала, можно как-то вникнуть в мешанину персонажей и суетливость массовых мизансцен. И выяснить, что породистую таксу, которую выводит на поводке римский диктатор Сулла, зовут Буси Вафа Рогнеда (кажется, она танцует лучше всех), а всеми героями балета вертит, как хочет, амазонка-нимфоманка. При этом в "запрещенном оккультном египетском храме" почему-то обитает римская "весталка-девственница", которую ритуально закалывает все та же амазонка, еще и запредельно кровожадная (Ольга Павлова чрезвычайно решительно вошла в роль "роковой женщины"). Остальные персонажи - и Спартак, как будто постоянно стесняющийся сам себя (Юрий Клевцов из Большого театра), и изнеженно-малахольный Красс (Владимир Муравлев), и любовь Спартака, обозначенная как "греческая танцовщица Аврелия" (Екатерина Березина), - пляшут, извините за каламбур, под ее дудку. Особенно хорошо пляшет мим Метробий - Евгений Герасименко.

Сама история восстания рабов - повод для смачного показа древнеримской разнузданности. Рабские, лирически-любовные и прочие перипетии сюжета безнадежно тонут в "групповухе" римской оргии, с размахом поставленной и безбожно длинной. "Спартак" - чемпион по количеству демонстрируемых сексуальных поз для трех и более сексуальных партнеров. Вот только танцовщики изображают половое разложение протокольно и даже уныло: чем больше ложатся, тискают, жмутся бедрами и трутся друг о друга, тем скучнее становится. Нельзя, господа, работать без огонька!

"Сатирикона Феллини" не получилось: великий итальянец не мыслил на уровне ночного клуба. "Голливудский подход к материалу" (формулировка постановщиков) тоже не вывез. И сравнение спектакля со знаменитым "Спартаком" Григоровича бессмысленно. Хотя балетмейстеры обоих опусов - дети одной эпохи, 60-х годов, и хореографически балеты похожи: максимум акробатических поддержек, выброшенная вперед и вверх нога как любимое па и минимум любой другой лексики - если она не спортивно-декларативная. У идеологически выдержанного Григоровича были чувство меры и режиссерский талант. И если выбирать между его плакатностью и забубенной развлекаловкой нынешнего "Спартака" - решение очевидно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Варшава дорожит своим главным советником по России

Варшава дорожит своим главным советником по России

Андрей Серенко

Славомир Дембский продолжит руководить ведущим польским «мозговым центром»

0
1226
100 дней Вячеслава Гладкова в Белгородской области: итоги работы и мнения экспертов

100 дней Вячеслава Гладкова в Белгородской области: итоги работы и мнения экспертов

0
501
Святой с мечом: за что в России почитают князя Александра Невского

Святой с мечом: за что в России почитают князя Александра Невского

Татьяна Астафьева

0
1270
«Газпром» заинтересовался «высокоточными болотоходами»

«Газпром» заинтересовался «высокоточными болотоходами»

Сергей Иванов

Техника «Курганмашзавода» позволит добраться до самого богатого месторождения газа в России

0
1198

Другие новости

Загрузка...