0
802
Газета Культура Интернет-версия

05.02.2003 00:00:00

Белые Столбы: старое новое кино

Тэги: госфильмофонд, кино, архив, фестиваль


В отличие от предыдущих лет VII Фестиваль архивного кино прошел более спокойно. Фестиваль набрал обороты и сменил директора. В этом году в Столбах больше академичности, меньше фестивальной суеты и сенсаций вокруг показов неизвестных картин, не попавших в мировой и советский прокат. От их имени представительствовал сделанный в 2002 году монтажный фильм "Ножницы по-итальянски" - антология происков итальянской католической киноцензуры, возникшей вместе с кино и живой по сей день. Круглые столы, на которых взбаламучивались скандально-неразрешимые темы - "власть и кино", "что такое "снимать по-русски?", - стали похожи на курсы повышения киноведческой квалификации, что дало возможность, не впадая в экстаз говорения, поделиться мнениями по поводу неореализма, которому, если считать от "Наваждения" (1943) Висконти, в этом году будет 60. Следы влияния неореализма на российское кино обнаружили в фильмах о "маленьких людях" ранней Киры Муратовой и пока не вызревшей Ларисы Садиловой. Последователям Висконти посвятили отдельную программу, показав "Дети смотрят на нас" Витторио де Сика, "Жить в мире" Луиджи Дзампа, "Без жалости" Альберто Латтуада, а также - весьма современный (1954) фильм Роберто Росселлини "Где свобода?". Актер Тото играет отсидевшего срок убийцу. Побродив по Риму, хлебнув воли, на которой он абсолютно бесправен, и обнаружив, что в тюрьме обитают куда более честные люди, герой совершает налет на судью, получает срок и, плача от радости, вновь оказывается за решеткой. Чтобы почувствовать разницу между грамотным социальным гротеском и конъюнктурным, компилятивным кино для сравнения рекомендуется посмотреть "Письма к Эльзе" и "Дом дураков".

Претерпела изменения и кинопрограмма. Как обычно, она состояла из циклов: "Великие столетия", "Премьера", "In Memoriam". Но апогеем, смысловым каркасом фестиваля всегда была "Конфронтация". Она складывалась из картин, посвященных одной проблеме, но сделанных с разных точек зрения, и показывала, что религия, раса, идеология с равным успехом могут быть подняты на щит или смешаны с грязью и служат лишь поводом для проявления нетерпимости. В этом году "Конфронтацию" ужали до двух картин. Обе - о гражданской войне в Испании. Ура-коммунистический "Мадрид" (1937) Мануэля Вилегаса Лопеса атакует приспешников Франко. "Arriba Espana" (1939) Отто Линс-Морштадта хнычет по поводу бед, до которых коммунисты довели франконастроенный народ. Одни и те же хроникальные кадры изуродованной, превращенной в руины страны и разный авторский текст - традиционный поиск виновного в стане идеологического врага.

Перестав быть отдельным, лежащим на поверхности событием, "Конфронтация" интегрировалась в другие программы. В цикле фильмов о проституции - "Вторая древнейшая встречается с первой" - "Девушка в витрине" (1961) презентует проституцию как элемент городской эстетики. Белокурая шлюшка (Марина Влади) становится партнершей закопченного шахтера (Лино Вентура). Он работает под землей, она - за стеклом. Их профессии востребованы, анонимны и обществу глубоко безразличны. "Ля Вьячча" (1960, Италия-Франция) Мауро Болоньини демонстрирует романтический аспект проблемы. Америго (Жан-Поль Бельмондо) влюбляется в путану Бьянку (Клаудиа Кардинале). Зная, что девица не изменит стиль жизни, он идет в публичный дом вышибалой. "Ля Вьячча" вышла почти на год позже, чем "На последнем дыхании", и ее последние кадры рифмуются с классическим финалом годаровского кино: Бельмондо, получив удар ножом от клиента Бьянки, прежде чем упасть замертво, спотыкаясь, бродит по мостовым Флоренции. "Проститутка" ("Убитая жизнью", CCCР, 1926) Олега Фрелиха трактует продажную любовь как следствие бесправия женщин, но в отличие от современных законодателей требует не наказания, а искоренения социальных причин, из-за которых первая древнейшая принимает формы эпидемии.

Фильмы программы "Сталинградская битва - 60 лет" также оказались по разные стороны баррикад. В документальном "Сталинграде" (1943) и в одиозной игровой картине "Дни и ночи" (1944) Александра Столпера Вторая мировая - воля богов. Рядовые, призванные ее осуществить, смеясь, прощаются с жизнью. В горьком фильме Франка Висбара "Собаки, вы хотите жить вечно?!" (ФРГ, 1958) война - геополитический суицид. У русских и немецких солдат и офицеров одинаковая неблагодарная работа, они по уши в одном дерьме, и фюреры их - урки, кидалы и демагоги. Западное кино освоило эту мысль после Первой мировой войны, наше по сей день настаивает, что умирать во имя игры политических бонз сладко и героично. Самую непримиримую конфронтацию продемонстрировала картина "Не убий!" (1960) Клода Отан-Лара из цикла "Великие столетия". Жан-Франсуа отказывается от службы в армии, ведь заповеди запрещают насилие. Он апеллирует к религии, и суд готов его оправдать. Но однажды герой перестает нуждаться в поддержке Церкви и заявляет, что нежелание убивать - его личное волеизъявление. Трибунал говорит: "Виновен!" - и в то же время отпускает на свободу священника, во время войны расстреливавшего пленных, изменившего обетам, но не нарушившего присяги. Совесть и отказ от помощи государственных институтов делают человека преступником. Актуальная тема, затронутая в нашем кино, пожалуй, только Балабановым.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
873
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
471
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
476
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
428