Вообще-то Ленинград долгое время был знаменит не как колыбель русского театра, а как город трех революций. Но "Золотая маска" решила внести свою лепту в празднование 300-летия великого города, и при поддержке администрации Санкт-Петербурга фестиваль лучших спектаклей и две церемонии - торжественного открытия и награждения лауреатов - проходят в этом году в Северной столице.
Официальные лица подчеркивают разовый характер такого переноса, впрочем, дождемся вечера: может быть, именно сегодня на церемонии закрытия, которая пройдет в Мариинском театре, кто-то наконец предложит ввести в традицию проводить "Маску" в Питере, а не в Москве (правда, в одном из сибирских городов уже вынашивают планы приглашения одной из следующих "Масок" в театральную столицу Сибири). В этом году, чтобы москвичам не обидно было, почти всю фестивальную программу сыграли в обеих столицах.
Театральная общественность встревожена ожиданием. В ассоциации "Золотая маска" уже готовы к выплескам недовольства по поводу необъективности жюри, каковые случаются из года в год, сколько существует премия. Пройдет день или два, и кто-то из членов жюри непременно кулуарно или во всеуслышание признается в том, что и вправду имели место необъективность и давление "сверху" или "сбоку". Но все это погасит статья кого-то из членов экспертного совета нынешнего или же следующего созыва, кто скажет, скрывая свою причастность к работе "Маски", что нет другого такого театрального мероприятия, которое могло бы сравниться с "Золотой маской" в объективности и всеохватности, что лучше и краше ее нет в целом свете.
Что касается жюри, то, кажется, впервые работать в нем в самый последний момент отказались сразу четверо: петербургский режиссер Виктор Крамер, актеры Ирина Соколова и Андрей Толубеев и критик Инна Соловьева. Все, впрочем, сослались на уважительные причины.
Но даже в сокращенном составе жюри не вызывает тех, "естественных" опасений - в области драматического театра и театра кукол судить будут под председательством Зиновия Корогодского.
Премии "За честь и достоинство" получат в этот раз балетмейстер Юрий Григорович и актриса и председатель СТД Карелии Людмила Живых, за поддержку театрального искусства России наградят губернатора Омской области Леонида Полежаева и компанию "Нестле", которая все эти дни поила публику обеих столиц своим кофе.
Остальных лауреатов выбирает жюри на своем последнем заседании. По традиции работа начинается сразу же после последнего спектакля. Порой засиживаются до утра.
Вчера вечером в Санкт-Петербурге сыграли "Академию смеха". Спектакль, поставленный Романом Козаком, фигурирует сразу в нескольких номинациях: на премию претендует спектакль (в "малой форме") и два исполнителя - Андрей Панин и Николай Фоменко - соревнуются за звание лучшего актера.
С учетом прежних лет и почти всегдашнего ощущения, что премию дали не тому и не за то, попробуем высказать свои осторожные предположения.
Более или менее понятно с куклами, где скорее всего премию получит театр "Потудань", показавший маленький шедевр по мотивам повести Гоголя "Невский проспект".
Начнем с так называемой "Новации". Странно, что именно в этой номинации оказались возможными повторные выдвижения: то, что уже было принято и замечено как новация, вновь претендует на новизну. Опять Евгений Гришковец, опять дрезденско-петербургское "Дерево". Гришковец - с "Дредноутами", "Дерево" - с "Островами в океане". И если Гришковец по-прежнему трогателен и, как говорится, выходит к публике во всем величии своего обаяния, то "Дерево" попало в "Новацию", вероятно, потому, что "по отдельности" спектакль никого не удовлетворил - ни тех, кто разбирается в современной хореографии, ни тех, кто знает толк в новых формах бессловесного театра. Еще один претендент - театр "Особняк" на протяжении всего представления жарит рыбу. Кто-то пошутил: лучше бы жарили яичницу, вышло бы раз в пять быстрее┘ Что касается русского инженерного театра "АХЕ", четвертого соискателя, то и их новизна тоже осталась за порогом 90-х, когда "АХЕ" победно переезжал с одного европейского спектакля на другой... Скорее всего его-то и наградят.
Думается, что лучшим спектаклем большой формы признают "Московский хор", а исполнительница главной роли Лики Татьяна Щуко получит "Золотую маску" за лучшую женскую роль. Но уж за режиссуру тогда скорее всего отметят Роберта Стуруа, который поставил в "Сатириконе" "Сеньора Тодеро хозяина". Вариант - Фоменко (хотя в Питере неплохо прошел и спектакль Камы Гинкаса). Если же жюри захочет продемонстрировать оригинальность мышления, то предпочтение отдадут дебютанту Андрею Прикотенко, нынешнему любимцу Санкт-Петербурга.
С лучшей мужской ролью будут споры, так как, на наш взгляд, борьба развернется между Калягиным и Райкиным. Роль Убю в Москве считается удачей Александра Калягина, но в Питере, на фестивале, спектакль почему-то особого успеха не имел (год назад, когда Калягин мог претендовать на премию за роль Шейлока, его самого неожиданно избрали председателем жюри, и теперь награда может снова "пройти мимо", оставив без внимания еще одну удачу артиста). У Райкина шансов больше (хотя в Питере имеется и свой собственный любимый актер - Алексей Девотченко!).
Спектаклей малой формы в этот раз вышло даже больше, чем нужно. Выбор труден, но у "Безумной из Шайо", на наш взгляд, шансов больше.
У провинции шансов немного. Но это как раз - из "общих мест" "Маски".