0
1006
Газета Культура Интернет-версия

18.06.2004 00:00:00

Павел Чухрай: «Президенты меняются, а жизнь одна»

Тэги: кинотавр, чухрай


кинотавр, чухрай Павел Чухрай, победитель '`Кинотавра'.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)

Марк Рудинштейн сдает бразды правления и два года не появится на фестивале, чтобы приезжающие на «Кинотавр» привыкли к новым именам, которые, возможно, будут оглашены в сентябре. Один из тех, кто обещал «перехватить знамя», – Никита Михалков. Рудинштейн обещал, что с приходом новых людей смотр обретет менее демократический вид, хорошего кино станет больше, случайных гостей – не так много. Хочется надеяться, что жесткость принесет пользу – отхлынет попса, и эксклюзивные шансоны Розенбаума вроде «Кинотавр – наш ласковый бык, мы твое неуемное стадо» перестанут исполняться на церемониях.

В качестве «отходной» Рудинштейн возглавил большое жюри и предложил нетрадиционное тайное голосование, чтобы ограничить разговоры о лобби. Впрочем, в этом году интрига раздачи призов была сведена к «нулю» из-за отсутствия интригующих фильмов. Лидером фестиваля, обладателем «Золотой розы», призов за сценарий и режиссуру стал Павел Чухрай. Действие его фильма происходит в 1962 году в Крыму. Водитель Виктор (Игорь Петренко) становится участником драматических событий, происходящих в загородной резиденции генерала (Богдан Ступка).

Хотя «Водителя для Веры» можно критиковать за многое – неточную драматургию, неудачный выбор молодых актеров, неубедительность психологических мотивировок. В то же время фильм трогает честностью и необычной для российского кино атмосферой. Теплые ностальгические 60-е пронизаны социальным унынием сегодняшнего дня. Создается впечатление, что, уделяя недостаточное внимание психологии и драматургии, режиссер освобождал место для более важных вещей. Для того, например, чтобы заявить: государство не несет ответственности перед гражданином, но каждый человек – соучастник его деяний.

После премьеры Павел Чухрай дал интервью корреспонденту «НГ».

– Интрига, вокруг которой складывается сюжет «Водителя для Веры», – гибель экипажа корабля, перевозившего радиоактивные вещества. История придумана вами или произошла на самом деле?

– В конце 50-х годов в Севастопольской бухте по чьей-то халатности перевернулся большой корабль. Внутри, как в железной кастрюле, остались моряки. Все линии картины имеют реальную подоплеку – следствие над генералом, предательство его соратников, гибель семьи, крест на карьере ближайших помощников. Если имеешь представление, какие формы и оттенки в нашей стране принимает то или иное событие, несложно додумать нюансы.

– Почему вы выбрали время хрущевской оттепели, чтобы показать зверства спецслужб?

– При Хрущеве неугодных людей убирали так же, как до него. Отработанная схема, актуальная по сей день. Конечно, в 60-е спецслужбы не зверствовали так, как при Сталине, – поэтому адъютант, герой Андрея Панина оставляет в живых генеральского шофера, которого играет Игорь Петренко. Тем не менее показанная расправа над генералом и его семьей была и остается, в общем, обычной ситуацией.

– После премьеры у зрителей осталось ощущение, что они посмотрели мелодраму. Политический контекст отошел на второй план. Вас это не огорчает?

– Напротив, я был бы несказанно расстроен, если бы люди восприняли «Водителя для Веры» как карикатуру или политический шарж. В первую очередь важны люди. Любовная история генеральской дочери Веры, шофера Виктора и горничной Лиды. Их зависимость от общества – всего лишь антураж, условия игры, которые они не могут изменить. Как в картине Фассбиндера «Замужество Марии Браун»: политический контекст ненавязчив и существует лишь в той мере, в какой помогает обозначить причину того или иного поворота жизни героини.

– Чем дальше то или иное событие отодвинуто от сегодняшнего дня, тем формальнее оно воспринимается. Не было ли ретро подстраховкой, ведь президент России «родом» из спецслужб, по отношению к которым фильм придерживается жесткой позиции?

– Выбранное время действия – конец моего детства, начало юности. Мне дороги те дни, люди, воздух того времени. Хотелось сохранить и показать его атмосферу, но при этом удержаться от славословия и ностальгической интонации. Упаси бог! Напротив, я собирался рассказать о том, что и в светлые замечательные 60-е, о которых теперь так уютно вспоминать, действовали силы, серьезно и жестко контролировавшие ситуацию. Президенты меняются, а жизнь одна, и перемены во властных структурах не оказывают на нее решающего влияния. Мое отношение к правительству и власти тоже соответственно не меняется. Если бы я начал рассказывать о генерале Рохлине, или маршале Ахромееве, который якобы повесился у себя в кабинете, или о брежневских сподвижниках, которые, как утверждают, застрелились, или партийных бонзах, в конце горбачевского времени выбрасывавшихся из окон, как лягушки из кипятка, это была бы политическая история, а мне, повторю, хотелось передать, что какой бы твердокаменной, тоталитарной ни была верхушка, она лишь выполняет социальный заказ некоего огромного слоя людей – нашего общества, частью которого в той или иной степени являемся и мы с вами. Спецслужбы – часть этого соцзаказа, хотя я не собираюсь защищать их или оправдывать. Черно-белые цвета в нашей истории неприемлемы.

Сочи


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
869
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
467
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
474
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
426