0
764
Газета Культура Интернет-версия

27.07.2004 00:00:00

Как хорошо танцевать на рынке

Тэги: лондон, балет, гастроли, большой


Июль в Лондоне вовсе не означает затишья культурной жизни, так что у московского балета есть сильные конкуренты. В Британском музее, например, проходит выставка мумий, в театре «Палас» – новый мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера «Женщина в белом», а Национальная галерея предлагает «Русский пейзаж времен Льва Толстого». К тому же после выступлений Большого в Ковент-Гардене будет танцевать мировая суперзвезда Сильви Гиллем. Но при этом, и несмотря на отсутствие городской уличной рекламы, почти все билеты (по цене от 5 до ста фунтов) были распроданы. В честь «Большого балета» устроил прием «для узкого круга» один из лондонских Ротшильдов, а знаменитый режиссер Деклан Донеллан пригласил артистов на ужин в саду своего дома.

Пресса отмечает размах проекта – пять названий спектаклей, двенадцать контейнеров с реквизитом, 137 танцовщиков плюс собственный оркестр. (Последнее бывает далеко не всегда, потому что приезд оркестра резко увеличивает расходы.) На пресс-конференции журналисты интересовались, почему в гастролях не участвует Нина Ананиашвили и – вот странность! – совершенно не спрашивали про Анастасию Волочкову. В фойе Ковент-Гардена развернута фотовыставка из музея Большого театра: эскизы костюмов, декораций, снимки – от целомудренно порхающей Улановой в «Ромео и Джульетте» (50-е годы прошлого века) до завернутых в одну простыню полуголых исполнителей этих ролей в новой московской версии шекспировского балета. Кстати, ГАБТ ведет переговоры о глобальной экспозиции из фондов своего богатейшего музея: сейчас в Лондоне выбирают место – то ли это будет старинный музей Виктории и Альберта, то ли дом современного искусства Тейт-Модерн.

Уже прошли три «Дон Кихота», два «Лебединых озера», теперь, после порции классики, показывают «Ромео и Джульетту», впереди – снова «Лебединое», «Спартак» и «Дочь фараона». Театр Ковент-Гарден, построенный три столетия назад посреди одноименного рынка, недавно пережил капитальную реконструкцию, после которой прежний вид остался лишь у красного с золотом зрительного зала. На первом показе «Дон Кихота» в результате компьютерного сбоя на полпути застряли сменные декорации, а выбежавшие было на сцену «испанцы» и «испанки» пытались танцевать в кромешной темноте. Пришлось на несколько минут прервать спектакль. На следующий день посреди вариации упала Светлана Захарова, исполнительница главной партии Китри. Балерина повредила палец, но, к счастью, все обошлось, а зрители (и без того щедрые на аплодисменты) аплодировали ей вдвойне.

К моменту выхода этой статьи подводить итоги рано: гастроли только подошли к середине. Рецензии в лондонских газетах разноречивы, но в целом, если судить по пятибалльной системе, «Большой балет» оценен на твердую четверку. Британским критикам вообще трудно угодить. С одной стороны, здесь не любят ничего чрезмерного (по этой причине местные рецензенты когда-то не приняли Майю Плисецкую). Вместе с тем пресса скрупулезно выискивает театральные эмоции: именно – и прежде всего – артистизма традиционно ожидают от московского балета. Большой поклонник Большого Клемент Крисп отметил в «Файнэншл таймс», что в «Дон Кихоте» он давненько не видал такой бравурности, Мария Александрова–Китри восхитительна и победоносна, а в «Лебедином озере» Андрей Уваров–Принц показал царскую технику. Но Джоан Перри из «Обсервер» решила, что Александрова–Китри «еще не умеет играть веером и мужчиной». При этом критик в восторге от танца ее партнера Сергея Филина и превозносит яркий темперамент другой Китри – Галины Степаненко. (Сервантесовский персонаж Филина удостоился похвал газеты «Ивнинг стандард» как «парень, перед чьим заманивающим подмигиванием трудно устоять».) Дебора Крейн в «Таймс» хвалит труппу, но считает, что Китри у Александровой недостаточно сексуальна, а Уварову не помешало бы прибавить экспрессии в «Лебедином». Почти все высоко оценили оркестр под управлением Павла Сорокина, Александра Петухова в роли Санчо Пансы, цыганский танец Юлианы Малхасянц и слаженность кордебалета. Почти все ругают редакцию «Лебединого озера» Юрия Григоровича: даже Крисп пишет, что в балете небрежно скомкан финал, а Исмена Браун из «Дейли телеграф» перечисляет недостатки списком – балету не хватает «сказочности», напрасно удалена вся пантомима, Захарова, при уникальных данных, неглубоко проникает в роль. Зато другой обозреватель думает, что хотя от Лебедя Захаровой не исходит «лунный свет», как от Ульяны Лопаткиной, но балерина все равно выглядит как человек «из другого измерения».

Лондон–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Ярослав Вилков

Эксперты поговорили о климатической повестке в России на языке биржевых инструментов

0
896
Битва за трубы

Битва за трубы

Виталий Барсуков

Как захватывали «Свободный Сокол»

0
1991
Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
2533
Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Екатерина Трифонова

Статус спецсубъекта не спасает от недоброжелательного отношения процессуальных оппонентов

0
1933

Другие новости