0
1756
Газета Культура Интернет-версия

31.10.2006 00:00:00

Робер Лепаж, шеф бой-скаутов

Тэги: театр, лепаж, квебек


театр, лепаж, квебек Роль гуру не подходит Роберу Лепажу.
Фото Александра Кубасова

Сегодня в Москву приезжает Робер Лепаж, выдающийся канадский театральный и кинорежиссер, основатель театра «Ex Maсhina». В рамках Международного театрального фестиваля имени Чехова труппа Лепажа покажет 4 спектакля. В этот раз он примет участие в пресс-конференции и посмотрит площадку. Накануне визита в Москву, в Квебеке, где для Лепажа выстроили репетиционную базу, режиссер дал эксклюзивное интервью корреспонденту «НГ».

В начале нашей встречи я передал Лепажу первый номер журнала «Станиславский». Он взял его в руки и┘ начал читать: «О! Станиславский┘ Безруков┘»

– Господин Лепаж! Откуда вы знаете русский?

– Я лет десять, наверное, уже умею читать кириллицу. Когда я начал подготовку к спектаклю «Обратная сторона Луны» (в нем, как и в одноименном фильме Лепажа, главный герой мечтает попасть в СССР, впервые покоривший космос. – Г.З.) и заинтересовался русской темой, я вдруг понял, что мне надо начать учить русский. Язык я так и не выучил, а читать кириллицу умею. Когда был в Москве в прошлый раз – абсолютно все мог прочитать.

– По вашим спектаклям и фильмам может сложиться впечатление, что вы следите за науками, обращаете внимание на открытия. Бывает, что, узнав о чем-то, вы тут же думаете, что это может войти в спектакль?

– Наука меня интересует, но в тот момент, когда дает возможность увести меня в какое-то художественное русло. Многие научные «ответвления» в моих спектаклях появляются не по моей воле, а благодаря актерам, которые приходят и говорят, что надо об этом сказать.

– Я читал, что «Обратную сторону Луны» вы начали ставить под впечатлением от потери матери. Вообще кажется, что любой ваш спектакль или фильм начинается с конкретного образа или впечатления┘

– Изначальный образ? В случае с последним спектаклем это самолет, где в бизнес-классе сидит оперная певица, а в конце экономического класса плачет ребенок. В полете всегда в эконом-классе плачет ребенок, а в первом летит расфуфыренная оперная певица. И я подумал, что плач ребенка – это, наверное, самый отвратительный звук, который может издавать человеческий голос, голос певицы – самый рафинированный, а между ними – много вариантов.

– У вас спектакли несут иногда немного научно-просветительскую функцию. Вроде бы пришел на спектакль, а узнал еще и про человеческий мозг, про какие-то новые фобии и т.п.

– Для меня научные открытия и болезни нашего века – эквивалент тем, что были прежде, потому что для нас они так же значимы, как древние фобии – для древних греков. Мы пытаемся найти что-то, что даст нам ощущение трагедии или трагического, чтобы мы могли дальше эту тему развивать. В процессе художественного творчества я согласен с Пикассо, который говорил, что приятно находить, а потом искать. Если ученые ищут и находят, то мы находим, а потом ищем. Все темы, которые затронуты в нашем новом спектакле, попали в него случайно. Честно скажу, меня лично не очень интересует политическая ситуация в Никарагуа 70-х годов. Но раз уж эта тема попала в спектакль, мы ее начинаем развивать. Мы ввели тему человеческого мозга и его влияния на речевые функции, стало понятно, что нам нужен в спектакле специалист. Так появился хирург. Потом мы поняли, что не может быть хирурга без пациента. И решили: хорошо, у нас есть хирург, пациентка, которой делают операцию. Она теряет речь. Какая у нее история? И от этого отмотали назад ее историю.

– Ну, а свою подпись под этим вы можете поставить? В смысле – раз история складывается общими усилиями?

(Смеется). Знаете, я как шеф бой-скаутов. Я гораздо больше главный скаут, чем режиссер. Если хотите, я со скаутами иду в поход. И поскольку я за них отвечаю, я им говорю: слушайте, мне кажется, ветер дует в ту сторону, поэтому пойдемте туда.

– Новый ваш спектакль, который мы видели в Квебеке, идет больше пяти часов, но вы уверены, что в будущем публике хватит терпения и на девять часов. Вы так доверяете аудитории?

(Смеется). Существует определенная театральная иерархия: есть автор, артисты, режиссеры и публика, которая приходит гораздо позже. Мы любим ее нарушать: у нас практически нет автора, практически нет режиссера, и зрителя мы включаем в процесс создания спектакля гораздо раньше, чем в обычных условиях.

– А в Квебеке есть люди, которые не знают, кто такой Лепаж, и не знают ваш театр?

(Смеется). Сколько угодно! Мы же в Квебеке почти не играем, в лучшем случае даем один или два спектакля в год. 80% нашего бюджета складывается из денег международных партнеров, которые часто покупают наши спектакли даже до того, как они вышли.

– Есть сегодня режиссеры, у которых вам есть чему поучиться?

– На меня очень большое влияние оказали Ариана Мнушкина, Боб Уилсон, Питер Брук. Някрошюс – тоже великий режиссер нашего времени.

– Есть ли для вас сегодня в театре нечто такое, что по-прежнему составляет загадку?

- Не могу сказать, что я режиссер психологического театра, что я работаю по системе Брехта или Станиславского, потому что мне хочется развиваться во всех направлениях. Я поклонник барочного театра. На меня большое влияние оказала Азия, современный японский театр, который мне кажется наиболее барочным из всех, потому что они умудряются совмещать традиции с современностью.

– Что вы хотите получить от публики, от спектакля?

– Я не претендую на то, что знаю, о чем я ставлю свой спектакль. И на то, что знаю, как этого достичь, и в какую сторону я иду. Мы работаем в хаосе, из которого потом рождается смысл. Зритель, который к нам приходит, нужен для того, чтобы сказать мне: «Слушай, по-моему, ты хотел вот это сказать». Мы живем в обществе, которое поощряет идеал гуру, им нужно, чтобы был режиссер, который точно знает, чего он хочет и куда ведет. Я, к сожалению, собой не могу эту нишу занять.

Квебек–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
522
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2052
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2465
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2053

Другие новости