0
1090
Газета Культура Интернет-версия

15.01.2008 00:00:00

Система координат "другой" Москвы

Тэги: выставка, пречистенский район


выставка, пречистенский район Композиция Владимира Немухина «День – ночь». 2000 г.

Идея выставки «Genius Loci/Гений Mеста» в галерее «RuArts» – рассказать через художественную жизнь об одном из старинных районов Москвы, Пречистенском. Культурное пространство от Пречистенской набережной и Остоженки, а также от Знаменской улицы и Бульварного кольца до кольца Садового рассматривается сквозь призму времени начала XX века и 1960-х годов.

Новая экспозиция интересна в плане культурологическом: она панорамно и в то же время детально охватывает разные периоды минувшего столетия, пытаясь нащупать их общий пульс. В этом проекте желание показать художников-шестидесятников из собственной коллекции галереи объединено с разговором о собиравших их работы коллекционерах, а также с разговором о художниках и коллекционерах начала прошлого века. Место встречи тех и других – само пространство Пречистенского района. Его особняки-«музеи», наполненные произведениями искусства, а также темные комнаты–мастерские живописцев 1950–1970-х. Так, на пересечении очень разных эпох, жизней разных людей и архитектурных памятников (многих из которых уже нет) ищется тот самый гений места. То, что останется после появления очередного пустыря на карте Москвы.

В центре внимания – московские шестидесятники. Вообще интерес к этому искусству растет: весной, например, в столице прошли выставки Оскара Рабина и Владимира Янкилевского, осенью в ГИМе – «Нонконформисты на Красной площади».

Как и авангард начала XX столетия, «второй русский авангард» 1950–1970-х был в оппозиции к официальной доктрине, в последнем случае – к соцреализму. Авангардисты второй волны, или нонконформисты, выбирали разные направления движения. Здесь и стремление к некоему метафизическому символизму, и отголоски экспрессионизма и сюрреализма, и диалог с мастерами 20-х годов, и абстракция в самом широком смысле. Путей было много, общим стало нежелание говорить языком официоза, которым не всякое и скажешь. В результате получились скандальные выставки – 1962 года в Манеже и «Бульдозерная выставка» 1974-го, после которых некоторым художникам пришлось уехать из СССР. Но сделанное ими осталось эхом, новым слоем культурного ландшафта тех мест, где они работали.

По сути, представленные в экспозиции произведения отражают взволнованный, порой мрачноватый, но свой (и это главное) взгляд на мир – будь то видение собственного в нем места, будь то конструирование другой реальности. Так, «Дверная ручка» и «Фонарь» одного из основоположников русского поп-арта Евгения Рухина – не просто узнаваемые предметы, они перерастают в вечные символы закольцованной во времени тоски. У создателя «метафизического натюрморта» Дмитрия Краснопевцева из цветочного горшка в сером углу лезут острые стальные побеги. Что это – метафора убогого и жестокого мира, где выживать будет такая вот поросль? Композиции Владимира Немухина – не вполне живопись. С написанных привычными красками, но странно-неудобно повернутых столешниц соскальзывают настоящие карты (вечная метафора игры) и письма; линии и углы всегда напряженно противостоят дугам и окружностям. Михаил Шварцман называл свои картины «иературами»: там появляются полуживые-полумеханические существа-идолы без начала и конца, множащиеся сами в себе, – те, в которых истреблено все человеческое. А еще дух шестидесятников – в диковатых сюрреалистических формах у Николая Вечтомова или в нервной экспрессии портретов чудака Зверева.

Это искусство лаконично («Блок» Игоря Вулоха – белое на сером фоне: думайте что хотите). Эта живопись мужественна, она без сантиментов, в нескольких веских словах говорит о важном. И не боится быть неуслышанной: кому надо, поймет. И если к художественному языку «второго русского авангарда» можно относиться по-разному (в том числе и не принимать его вовсе), то все же нельзя не слышать того, что сказано.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Ярослав Вилков

Эксперты поговорили о климатической повестке в России на языке биржевых инструментов

0
876
Битва за трубы

Битва за трубы

Виталий Барсуков

Как захватывали «Свободный Сокол»

0
1964
Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
2507
Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Екатерина Трифонова

Статус спецсубъекта не спасает от недоброжелательного отношения процессуальных оппонентов

0
1903

Другие новости