0
2042
Газета Культура Интернет-версия

11.02.2008 00:00:00

Время исчисляется вещами

Тэги: живопись, натюрморт, выставка


живопись, натюрморт, выставка Андрей Ланской. Натюрморт с чайником. 1927.

Галерея «Наши художники», занимающаяся живописцами-эмигрантами первой половины XX века и шестидесятниками, за последние годы провела несколько персональных выставок. Среди персоналий были Николай Тархов, Павел Челищев или Маревна (Мария Воробьева-Стебельская). Теперь все эти, а также многие другие персонажи вновь объединены в «Наших художниках» – на этот раз под вывеской натюрморта. Галерея показывает более 40 натюрмортов художников-эмигрантов и шестидесятников из своего собрания.

Натюрморт издавна жанр чрезвычайно привлекательный. Одна его составляющая – почти гедонистического толка, наслаждение заботливо выписанными повседневными предметами, запечатленными для вечности. Другая неотъемлемая часть – стремление наполнить его смыслом – отсюда, например, очень распространенные в XVII веке натюрморты vanitas, настойчиво напоминающие о тщетности погони за преходящими удовольствиями.

Нынешняя выставка в «Наших художниках» уже по названию энциклопедична – охватывает столетие. В некотором роде это и есть энциклопедия – только в картинах. Тархов, Ланской, Челищев, Фешин, Фальк┘ и Краснопевцев, Вейсберг, Целков, Анатолий Зверев и Владимир Яковлев, – как бы соревнуются здесь в зрительном прощупывании вещного мира.

А возможностей рассказать о мире неживой природы набирается достаточно. Из тех, что в первой половине прошлого века предложили живописцы-эмигранты, и легкомысленный импрессионизм, и путающий зрителя обилием пересекающихся плоскостей кубизм (как в «Натюрморте с петухом» Маревны, где птица складывается вроде как из осколков собственного отражения в разбитом зеркале), и прищуривающийся пуантилизм. Но также и игра с более давней традицией: название «Натюрморт с дичью» Ланского (на выставке представлено три очень качественные его работы фигуративного, доабстрактного периода) звучит как подражание фламандцам. Однако вместо ювелирной выделки каждого квадратного сантиметра живописной поверхности – «небрежные», обобщенные предметы. Тоже, как оказывается, очень живописные.

Если художники-эмигранты, большинство из которых осело в одном из главных художественных центров – в Париже, преимущественно раскрывали гедонистический аспект натюрморта, то шестидесятники искали новые идеи для старого жанра. И если Александр Яковлев некогда написал восточные сосуды ради них самих, то потом колючие черепки в «метафизических натюрмортах» Дмитрия Краснопевцева станут диагнозом новой эстетики – надломленных вещей и внутренней надломленности человека. А в монохромных, «белых на белом» работах другого «метафизика», Вейсберга, будет не столько поиск выразительности серого и белого (как ранее у Челищева), сколько медитативное воздействие, чтение между строк. Кроме того, экзальтированная, выпрыгивающая с плоскости пастозная живопись Владимира Яковлева и Анатолия Зверева. «Точка» всей экспозиции – «Бутылка с пробкой» художника Димы, сына искусствоведа и исследователя русского авангарда Василия Ракитина. Крайний лаконизм средств, который в то же время открывает простор для трактовок.

На выставке эмиграция внешняя переплетается с эмиграцией внутренней. Хорошо и правильно знать обстоятельства жизни и творчества художников: что Андрей Ланской вступил в Белую армию, с которой и покинул Россию; что Владимир Яковлев последние годы писал в психоневрологическом диспансере или что Олегу Целкову советская власть «предложила» покинуть страну┘ Эти факты могут прояснить ощущения относительно самих произведений. Но в данном случае можно этого и не знать: на выставке, кстати, совсем нет никаких разъяснений, только имена и названия работ. Не знать и прочитывать интуитивно вехи развития русского натюрморта, самостоятельно реконструируя время и нематериальный подтекст (где он необходим), оставшиеся за скобками материального мира.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Иммунитет против чар волшебных

Иммунитет против чар волшебных

Николай Фонарев

Писатели ХХI века проводили 2025 год на Арбате

0
671
Что было у Машки с Витьком

Что было у Машки с Витьком

Дина Зайцева

Новогодние «Литературные посиделки» в Платоновке

0
781
Энергия заблуждения

Энергия заблуждения

Владимир Буев

Встреча с аваторами нон-фикшн Гаянэ Степанян и Еленой Охотниковой

0
707
Трамп не боится «сапога американского солдата» в Венесуэле

Трамп не боится «сапога американского солдата» в Венесуэле

Геннадий Петров

Захват Мадуро похож на верхушечный переворот по согласованию с США

0
1317