0
1111
Газета Культура Интернет-версия

21.04.2008 00:00:00

Выжимка за 125 лет

Тэги: музей, история, выставка


музей, история, выставка Зритель, вошедший в зал, подобен витязю на распутье. Наталья Дементьева на открытии выставки.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)

В преддверии юбилея ГИМ подготовил экспозицию, где собраны лишь крупицы, но те, которым доверено представлять всю огромную коллекцию, насчитывающую несколько миллионов единиц хранения. В двух залах представлена выжимка из экспонатов и направлений музейной деятельности: от попытки воссоздать атмосферу императорского визита в музей до отделов и их экспонатов, а также внедрения новых технологий – электронной презентации музейного собрания.

Вообще историю музея отсчитывают с 1872 года, когда возникла сама идея и было получено высочайшее разрешение. В 83-м же, вскоре после посещения его императором Александром III и императрицей Марией Федоровной, музей открылся для зрителей (в здании, построенном Владимиром Шервудом и оформленном внутри Виктором Васнецовым, Иваном Айвазовским и Генрихом Семирадским). Этот факт публичной доступности и стал решающим в отсчете его истории. Собственно, сегодняшняя выставка – не масштабная экспозиция, какой можно было бы ожидать в таком случае, а нечто вроде визитной карточки.

Тогда еще не ГИМ, а Российский исторический музей (РИМ) представлен преимущественно самими экспонатами, показ которых ненавязчиво сопровождает историческая справка-комментарий. Начинается все с напоминания о посещении музея (сыгравшем, как уже говорилось, историческую роль) императором: портрет Александра III и Марии Федоровны, императорский мундир (размерам которого удивлялись первые зрители новой выставки), портреты «родителей» музея, выносивших идею его создания (исследователь древностей граф Алексей Уваров, Иван Забелин и другие). Археологические экспонаты (ведь существование РИМ начинал именно с археологической коллекции), такие как черепки античных ваз, бусы из цветного стекла тех же далеких времен (вид которых лишний раз убеждает, что многое новое сегодня – хорошо забытое старое) плюс ножи, клинки и мечи – III и II тысячелетий до┘ Там же – экран со слайд-шоу с видами интерьеров залов, восстановленных после советских вмешательств.

Дальше – больше: посреди второго зала витрина, под стеклом которой соседствуют модель грузинского храма XIII–XV веков, посвященная Аполлону плита V века с просьбой о защите и череп «минус» множество столетий. По периметру зала представлены фонды музея: название, количество экспонатов и те из них, которым посчастливилось попасть на глаза публике (или скорее публике посчастливилось на них посмотреть). Отделы (всего их 14) костюмов, драгоценных металлов, оружия, дерева и мебели, рукописей и старопечатных книг, письменных источников... От редкого образца русской деревянной скульптуры Николы Можайского до игры «Добчинский и Бобчинский» с изображающими гоголевских героев карточками и шахмат, изготовленных в ГУЛАГе из дерева и теста предположительно княгиней Радзивилл. От рукописи Вальтера Скотта до веера с автографами участников мирной конференции в Гааге 1907 года, а также книжечки Агнии Барто. Особого внимания заслуживают иллюстрированные рукописи (поскольку увидеть их вне закрытых музейных хранилищ – редкость). В этом разделе – исполненный для Ивана Грозного Лицевой летописный свод XVI века (объединивший историю мира, зарубежную историю и русские летописи), а также французский Часослов XV столетия, с полной деталей миниатюрой небольшого пергаменного листа школы знаменитого Жана Фуке. Дуэльные пистолеты, печать в виде пехотинца и подаренный Андрею Сахарову подстаканник, коллекция орденов союзных республик┘ Из последних поступлений в фонд изобразительного искусства – дар одного из банков – портрет офицера Добровольческой армии Василия Максимова (для исторического музея, который подвергался «идеологическим чисткам», картины подобного рода не так уж распространены), выполнен сыном Ильи Репина Юрием в 1923 году. Вещный мир, объединивший страны и времена, без конфликта, всегда мирно, – это и есть история в музее.

Зритель, вошедший в зал, подобен витязю на распутье – можно пойти к любой витрине и углубиться в разглядывание┘ Удачный дизайнерский ход (художник выставки – Наталья Языкова), как и «линейка» лет – бегущая поверх витрин лента с датами жизни РИМа-ГИМа – вплоть до 2008-го. Визитная карточка музея, его юбилейная выставка, приоткрыла дверь в музейное хранилище и в музейную структуру (вся экспозиция с трудом размещается в 39 основных залах). Маленькую дверь в маленькое помещение (слишком маленькое, чтобы вместить всех пришедших на открытие). Эта небольшая выставка-визитка пытается представить действительно огромные фонды – и очень символичной выглядит надпись на экране, представляющем виртуальную экспозицию: «слишком мало виртуальной памяти».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1156
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
881
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
969
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1031

Другие новости