0
1228
Газета Культура Интернет-версия

21.04.2008 00:00:00

Выжимка за 125 лет

Тэги: музей, история, выставка


музей, история, выставка Зритель, вошедший в зал, подобен витязю на распутье. Наталья Дементьева на открытии выставки.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)

В преддверии юбилея ГИМ подготовил экспозицию, где собраны лишь крупицы, но те, которым доверено представлять всю огромную коллекцию, насчитывающую несколько миллионов единиц хранения. В двух залах представлена выжимка из экспонатов и направлений музейной деятельности: от попытки воссоздать атмосферу императорского визита в музей до отделов и их экспонатов, а также внедрения новых технологий – электронной презентации музейного собрания.

Вообще историю музея отсчитывают с 1872 года, когда возникла сама идея и было получено высочайшее разрешение. В 83-м же, вскоре после посещения его императором Александром III и императрицей Марией Федоровной, музей открылся для зрителей (в здании, построенном Владимиром Шервудом и оформленном внутри Виктором Васнецовым, Иваном Айвазовским и Генрихом Семирадским). Этот факт публичной доступности и стал решающим в отсчете его истории. Собственно, сегодняшняя выставка – не масштабная экспозиция, какой можно было бы ожидать в таком случае, а нечто вроде визитной карточки.

Тогда еще не ГИМ, а Российский исторический музей (РИМ) представлен преимущественно самими экспонатами, показ которых ненавязчиво сопровождает историческая справка-комментарий. Начинается все с напоминания о посещении музея (сыгравшем, как уже говорилось, историческую роль) императором: портрет Александра III и Марии Федоровны, императорский мундир (размерам которого удивлялись первые зрители новой выставки), портреты «родителей» музея, выносивших идею его создания (исследователь древностей граф Алексей Уваров, Иван Забелин и другие). Археологические экспонаты (ведь существование РИМ начинал именно с археологической коллекции), такие как черепки античных ваз, бусы из цветного стекла тех же далеких времен (вид которых лишний раз убеждает, что многое новое сегодня – хорошо забытое старое) плюс ножи, клинки и мечи – III и II тысячелетий до┘ Там же – экран со слайд-шоу с видами интерьеров залов, восстановленных после советских вмешательств.

Дальше – больше: посреди второго зала витрина, под стеклом которой соседствуют модель грузинского храма XIII–XV веков, посвященная Аполлону плита V века с просьбой о защите и череп «минус» множество столетий. По периметру зала представлены фонды музея: название, количество экспонатов и те из них, которым посчастливилось попасть на глаза публике (или скорее публике посчастливилось на них посмотреть). Отделы (всего их 14) костюмов, драгоценных металлов, оружия, дерева и мебели, рукописей и старопечатных книг, письменных источников... От редкого образца русской деревянной скульптуры Николы Можайского до игры «Добчинский и Бобчинский» с изображающими гоголевских героев карточками и шахмат, изготовленных в ГУЛАГе из дерева и теста предположительно княгиней Радзивилл. От рукописи Вальтера Скотта до веера с автографами участников мирной конференции в Гааге 1907 года, а также книжечки Агнии Барто. Особого внимания заслуживают иллюстрированные рукописи (поскольку увидеть их вне закрытых музейных хранилищ – редкость). В этом разделе – исполненный для Ивана Грозного Лицевой летописный свод XVI века (объединивший историю мира, зарубежную историю и русские летописи), а также французский Часослов XV столетия, с полной деталей миниатюрой небольшого пергаменного листа школы знаменитого Жана Фуке. Дуэльные пистолеты, печать в виде пехотинца и подаренный Андрею Сахарову подстаканник, коллекция орденов союзных республик┘ Из последних поступлений в фонд изобразительного искусства – дар одного из банков – портрет офицера Добровольческой армии Василия Максимова (для исторического музея, который подвергался «идеологическим чисткам», картины подобного рода не так уж распространены), выполнен сыном Ильи Репина Юрием в 1923 году. Вещный мир, объединивший страны и времена, без конфликта, всегда мирно, – это и есть история в музее.

Зритель, вошедший в зал, подобен витязю на распутье – можно пойти к любой витрине и углубиться в разглядывание┘ Удачный дизайнерский ход (художник выставки – Наталья Языкова), как и «линейка» лет – бегущая поверх витрин лента с датами жизни РИМа-ГИМа – вплоть до 2008-го. Визитная карточка музея, его юбилейная выставка, приоткрыла дверь в музейное хранилище и в музейную структуру (вся экспозиция с трудом размещается в 39 основных залах). Маленькую дверь в маленькое помещение (слишком маленькое, чтобы вместить всех пришедших на открытие). Эта небольшая выставка-визитка пытается представить действительно огромные фонды – и очень символичной выглядит надпись на экране, представляющем виртуальную экспозицию: «слишком мало виртуальной памяти».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
361
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
365
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
316
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
396

Другие новости