0
840
Газета Культура Интернет-версия

05.06.2008 00:00:00

Фестивальный Тарковский

Тэги: фестиваль, тарковский


Творчество Андрея Тарковского трудно вписать в фестивальные рамки. Далек его кинематограф от всяческой популяризации, от привычной атрибутики публичных торжеств. А если принялись вписывать, то приходится принимать без критики вроде бы не тарковскую «обертку» с красными ковровыми дорожками, с приемами у губернатора Ивановской области и т.д.

Сергей Лаврентьев собирал программу второго «Зеркала» всего за два месяца, что кажется невероятным. Конкурсные показы тем не менее оказались на высоте.

Гран-при уехал во Францию, в Париж. Призер, Хинер Салим, говорит о старости и одиночестве. Без длинных диалогов, без проповедей и отповедей. Бродит по 18-му и 19-му округу, где сам живет, рассматривает каморки под крышами в Париже. Встречает брошенных стариков, наркоманов-неудачников, девушек, влюбленных в неудачников, женщин, обреченных на старость. Мишель Пикколи и Милен Демонжо ютятся «Под крышами Парижа». Скоропостижно видятся, по-французски отдавая друг другу строго отмеренную частицу себя, а после захлопывают поплотнее дверь своей жизни. Не отваживаясь остаться у другого и по-другому жить. До съемок Хинер не был знаком с Милен. Как-то в послеобеденный перерыв он зашел в кафе. Пил кофе. Увидел женскую руку в движении к уху – зазвонил мобильный телефон. Контраст еще молодого лица и уже немолодой руки, как пропасть, пролегающая между разными поколениями. «А вы не хотите?..» – «А о чем фильм?» Там мало говорят. Кто-то спросил режиссера: «Вы и вправду так не любите французов?» – «Помилуйте, кого любишь, того и критикуешь. Но как-то нам надо расхлебывать этот наш индивидуализм». Фильм, кстати, входит в конкурсную программу грядущего ММКФ.

Сразу два приза, «За лучшую женскую роль» и приз Гильдии киноведов и кинокритиков России, получил венгерский фильм «Путешествие Ишки». С маленькой девочкой рука об руку путешествовал Чаба Боллок. Ишка из неблагополучной семьи, работает там только она, собирая на стройках металлолом. Младшая сестра больна туберкулезом. Родители безнадежно пьют. Однако детская мудрость – в стойкости. Настоящее счастье – гонять по улицам вприпрыжку, неуклюже танцевать с другом под музыку уличного гитариста. Забраться украдкой в поезд и доехать до моря. Не хочется классифицировать такие фильмы, рассовывать их по аккуратным стопочкам, загоняя в бытовые драмы. Мария Варга, исполнившая главную роль (а в основе – история ее жизни), не играет – живет, но в актрисы идти наотрез отказывается.

Приз «За режиссуру» отправился в Польшу. Дорота Кенджежавская тоже смотрит на мир глазами беспризорности. Только вместо маленькой девочки – маленький мальчик. Единственное нарекание, которое вызвал фильм у жюри: инерционно-заунывная музыка Майкла Наймана. Моментами она слишком мешает воспринимать происходящее на экране, напоминая обо всем, что было у Наймана до этого фильма «Я есть».

Приз за «Лучшую мужскую роль» отдали итальянцам. Фильм «Свободный защитник – тоже хорошо». Режиссер – Ким Росси Стюарт. Алессандро Мораче сыграл мальчика, живущего в страхе, что мать уйдет из семьи.

Зрительские симпатии достались голландским «Родителям» Рагнара Брагасона. Видимо, приятно было посочувствовать «благополучным» европейцам, которым ничто человеческое не чуждо.

Хорвату Хрвое Хрибару пеняли за коммерциализацию кинематографа. К чему снимать комедии, где все-то завершается благополучно? Он нехотя отпирался. «Комедию на самом-то деле снимать тяжело, нужно ж, чтоб смеялись». И все смеялись. «Что до хеппи-энда, так жизнь хороша, потому что в ней есть место всему». Его «Что за мужчина без усов?» наверняка бы прижился в России, близок и язык, и юмор. Да и по форме – очень напоминает давно полюбившиеся итальянские комедии.

От России в конкурсе участвовали две ленты «Кружение в пределах кольцевой» Рамиля Салахутдинова и «Лучшее время года» Светланы Проскуриной. На фоне иностранных гостей смотрелись они несколько неубедительно, затянуто. Как отметил потом француз-киновед: «Вы почему-то делаете сейчас в основном не фильмы, а поделки – подделки под кино».

Как и в прошлом году, конкурсная программа была на высоте: судейство, думается, далось нелегко. И жюри получилось требовательное. Председатель – Константин Лопушанский – ученик Андрея Тарковского. Нана Джорджадзе, грузинский киносценарист и режиссер. Бранко Шмидт – один из самых признанных современных режиссеров Хорватии. Пьер-Анри Делё, киновед и продюсер из Франции, не упускающий случая вставить шпильку господину Фродону, главному редактору «Кайе дю синема».

Постоянно, и на пресс-конференциях, и перед конкурсными показами, организаторы не упускали случая подчеркнуть: зритель ивановский особенно чуток и восприимчив, отзывчивый, душевный он. Да, ивановцы старательно ходили на показы, однако есть ли прецедент для глобальных обобщений? Иваново – не Москва, которая предлагает своим жителям развлечения на любой вкус. А зритель, как и в Москве, как и везде, – разный. Случалось, справа сидит девица и весь фильм набирает короткие сообщения, слева – парень, сопереживая героям, украдкой вытирает глаза.

Уже не тайна, что фестиваль собирался в чрезвычайные сроки, и отметина поспешности – везде, куда ни глянь. Билетная система недодумана, переводчики только с английского, хотя среди иностранных приглашенных было несколько французов, а у них, как известно, особая любовь к английскому языку, да и переводчиков – не на всех, гости-режиссеры сами осваивали ивановскую землю, не без курьезов. Но это мелочи, вроде бы и внимания обращать не стоит. Как не стоит обращать внимание и на воспитательные работы, которые девушка-из-банка-спонсора строго проводила с представителями прессы: «Вы же сами понимаете, писать нужно о нас, искусство без меценатов не┘» Да кто ж спорит? Тем более с девушек-из-банка-спонсора взятки гладки, они не люди искусства, они же заняты слишком. Это мелочи. Не мелочи – нестандартная церемония закрытия, когда после объявления Гран-при вдруг начинают вручать золотые банковские карты отечественным артистам, театральные премии по индивидуальной инициативе какого-то издательского дома. А кинолауреаты в недоумении отправляются курить...

Однако второй фестиваль проведен, раз проведен – удался. А, как известно, «победителей не судят».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
354
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
403
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
219
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
303

Другие новости