0
1172
Газета Культура Интернет-версия

15.01.2009 00:00:00

Специфика военного дела

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский - заведующий отделом культуры "Независимой газеты".

Тэги: армия, театр


армия, театр В пьесе «Мотылек», которую играют у Петра Фоменко, с динамикой характеров все в порядке.
Фото с сайта www.fomenko.theatre.ru

Полтора года назад, в сентябре 2007 года, был объявлен необычный конкурс. Впрочем, что тут необычного? Есть же премия ФСБ России в области литературы и журналистики, имеется и у МВД премия за лучшее произведение литературы и искусства, есть еще особенная такая премия «Щит и перо»... Почему бы не появиться конкурсу на написание пьесы о современной армии? Нормально. Ничего страшного. Объявил его академический Театр Российской армии, поддержало Главное управление воспитательной работы Министерства обороны. А в декабре подвели итоги.

Гран-при решили не присуждать, вторую премию и право постановки пьесы на сцене ЦАТРА получил драматург Василий Лоза и его комедия «Рядовой Каштанов энд сюрпрайз».

Из слов главного режиссера Театра Российской армии Бориса Морозова следует, что на конкурс прислали всего 45 пьес, из них 20 – «это уже устаревшие и невостребованные пьесы о Великой Отечественной войне, остальные – произведения на современную армейскую тематику, которые формально соответствовали условиям конкурса, но на самом деле не отличались ни оригинальностью сюжета, ни динамикой развития характеров. Актуальные проблемы нынешних российских солдат и офицеров в этих пьесах лишь обозначаются, но отнюдь не раскрываются. Диалоги героев написаны либо архаичным, казенным языком, либо, наоборот, чересчур развязным псевдоармейским сленгом». А если бы сленг был настоящим армейским? Что бы тогда сказали полковники и генералы из бывшего ГлавПУРа?.. Вот «Мотылек» Гладилина, который идет в «Мастерской Петра Фоменко», – это что? Про солдата, который из юноши превращается в девушку? Динамика развития характеров, по-моему, впечатляет... А «Аномалия» Галина, которая шла в «Современнике», про заброшенный гарнизон?

В общем, главная проблема, которую выявил конкурс, – отсутствие у нас театральной школы военной драматургии. И ее уже, можно сказать, решили: весной при Театре Российской армии начнет работать специальная Лаборатория армейских драматургов. Руководить ею будет Сергей Коковкин, замечательный человек, известный и как драматург, и как режиссер. Он, это известно, окончил Нахимовское училище, но больше известны его пьесы о Льве Толстом, чем об армии.

Но молодым, которые попадут в эту лабораторию, обещают и работу бок о бок с режиссерами и актерами ЦАТРА, и поездки с ними на гастроли в воинские части, чтобы «поближе узнать реалии военной жизни». Узнать реалии военной жизни на гастролях? Неожиданный поворот. Лично я в такую возможность не верю. Как написал однажды поэт Роберт Рождественский: «...Если бы об армии только по парадам судили». Так и с гастролями. Праздничная встреча, торжественный обед... Обнялись и – до свиданья...

Правду не расскажешь, а неправда – и самому театру не нужна. Ведь Морозов искренен, когда говорит, что его привлекают «и увлекательная интрига, и живой разговорный язык, и реалистичность ситуаций», да так, чтобы все это – «без всякого ненужного пафоса, поучительных сентенций и популистских разговоров». Всё это, по его словам, нашлось пока только в пьесе про рядового Каштанова, которую обещают поставить в следующем, 2010 году (долго ждать, по-моему). К тому времени, бог даст, подучатся и участники лаборатории. Ну а что? Существует же Студия военных художников имени Грекова. Будет теперь еще Лаборатория военных драматургов. Тема-то специфическая, не всякий подступится, не любой справится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
567
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2166
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2599
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2182

Другие новости