0
1102
Газета Культура Интернет-версия

31.03.2009 00:00:00

Странные представления о моде

Тэги: выставка, фото


В Новом Манеже показывают первую в рамках VI фестиваля «Мода и стиль в фотографии» экспозицию (о фестивале см. «НГ»-Антракт от 27 марта), объединившую работы Ли Миллер, Пьера Жаана и Натана Лернера. Общая тема смотра 2009 года - «Меняющаяся красота». На пресс-конференции директор МДФ Ольга Свиблова озвучила еще два сквозных мотива показа. Во-первых, сюрреалистическая традиция в фотографии, и во-вторых, мода и стиль в периоды мировых трагедий и кризисов. Уже на открытии первого проекта показалось, что концепция понемногу обо всем здесь совсем неуместна.

Три разных истории. «Легендарная Ли Миллер» (1907-1977) - о фотомодели, возлюбленной сюрреалиста и дадаиста Мана Рэя, которая довольно быстро сама взялась за фотоаппарат. Нью-Йорк, Париж, Лондон┘ В ее объектив попали Чарли Чаплин, Пабло Пикассо (который, кстати, сам в долгу не остался и написал шесть портретов Ли Миллер), Макс Эрнст, Жан Кокто┘ Миллер занималась fashion-фотографией, работала для Vogue, для которого, кстати, сделала и шуточную фотосерию во славу богемных друзей («Гость за работой»), представив их в своем доме в Сассексе. А вот сюрреалистические эксперименты: бреется, как бы исчезая с фотобумаги, Ман Рэй. Или возникает женский портрет с эффектом пересвеченного кадра - портретная проба в технике соляризации, в которой работали Ли Миллер и Ман Рэй.

Вторая история - «Ретроспектива» Пьера Жаана (1909-2003). Уроженец Амбуаза, работник банка оставляет службу и отправляется, разумеется, в Париж, где довольно скоро находит свое новое поприще - фотографию. Модная фотография по Жаану - это пухлая девушка, кокетливо закусывающая травинку, в цветастом платье до колена (дань экономии материала в непростое время) и с лихим бантом на кудрявой голове; это снимки для магазина «Les Trois Quartiers»; это интрига, завязывающаяся вокруг флакона марки Piguet и кинжала┘

Наконец, третий проект - «Наследие Баухауза в Чикаго» - представляет Натана Лернера (1913-1997). Выходец из семьи эмигрировавших украинских евреев, Лернер вообще-то учился живописи. Параллельно, в 35-м году начал серию фотозарисовок о бедном рабочем квартале Максвелл Стрит: подсмотрел, как возится над чем-то бородатый старик, как спит рабочий┘ В 1937 Лернер стал одним из первых художников в Новом Баухаузе, чикагском детище Ласло Мохой-Надя, решившегося распространять в Штатах прогрессивные идеи Баухауза европейского. Начинаются лернеровские фотографические эксперименты со светом, который, по словам мастера, может быть не просто освещением, а неким медиумом. Появляются опыты с абстрактной фотографией, сосредоточившейся на геометрии форм и игре света - и с фотографией сюрреалистической, сплавляющей, например, в портрете лицо с наждачной бумагой.

Однако перечисленное отступает на второй план перед снимками времен Второй мировой войны. У Ли Миллер это фото из книги «Ужасная слава» с поверженной, «убитой» статуей. И знаменитый снимок «Ремингтон молчит», напоминающий о бомбардировках Лондона. Но самое страшное - репортажи из Дахау и Бухенвальда с человеческими останками в кремационных печах, с погибшими и с теми, кто пережил освобождение Дахау┘ Пьер Жаан тайно готовил репортаж о том, как немецкие солдаты увозили из Парижа бронзовые и медные статуи, чтобы переплавить на оружие (в 46-м эти снимки стали книгой «Смерть и статуи», текст к которой написал Жан Кокто). Как такое может выступать под вывеской «Мода и стиль в фотографии», как это могло попасть в выставку-открытие? Тут совсем другая страница, которую по меньшей мере странно, как предлагают организаторы, переворачивать походя, наряду с модными картинками. Непонятно и то, как относится к теме показа хроника повседневности Чикаго времен Великой депрессии у Натана Лернера.

Концепция фестиваля не выдержана. А если пытаться все оправдать решением в целом осветить творчество фотографов, занимавшихся в том числе и fashion-съемкой, то почему бы не назвать это просто фотофестивалем, не примешивая сюда моду, о которой говорится не так много и, кажется, неуместно, когда речь заходит о больших трагедиях.

Складывается стойкое ощущение, что чередующиеся смотры МДФ - «Фотобиеннале» и «Мода и стиль в фотографии» - на самом деле примерно одно и то же, иногда даже с одними героями: из года в год, например, привозят (что на «Фотобиеннале», что на «Моду и стиль») Жака-Анри Лартига с его «фотоальбомом» семейной жизни (сейчас его можно посмотреть на другой площадке, в Манеже). Зрителю предлагают качественные экспозиции известных классиков и открываемых в России мастеров - и за это спасибо. Но специфика жанров стирается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ временно доминирует в государственном телеэфире

КПРФ временно доминирует в государственном телеэфире

Дарья Гармоненко

Закон о равном освещении деятельности партий власть продолжает использовать лишь в своих интересах

0
782
Россия собирается обновить устаревший танкерный флот

Россия собирается обновить устаревший танкерный флот

Ольга Соловьева

На поддержку отечественного судостроения выделят 500 миллиардов рублей

0
1056
Адвокатская тайна в законе только обозначена

Адвокатская тайна в законе только обозначена

Екатерина Трифонова

У представителей региональных палат нет реальных полномочий для защиты коллег

0
887
Льготные кредиты на образование будут выдавать только на приоритетные специальности

Льготные кредиты на образование будут выдавать только на приоритетные специальности

0
600

Другие новости