0
773
Газета Культура Интернет-версия

02.07.2009 00:00:00

По горячим следам

Тэги: театр, премия


театр, премия Турандот и Александр Ширвиндт.
Фото Михаила Гутермана

«Хрустальная Турандот» – первая негосударственная премия, причем, кажется, не только в области театра. Частная награда, разумеется, заранее уходит из-под обстрела тех, кому может показаться, что дали не тем и не за то. В этом году премию вручали в 18-й раз.

Кризис если и можно было почувствовать, так в выборе места проведения: были годы, когда награды раздавали в дворянской роскоши старинного Кускова, завершая церемонию многокрасочным фейерверком, с последующим развозом особенно почетных гостей. Последние года два церемония переехала в Третьяковскую галерею, где шумный банкет, независимо от погоды, проходил в купеческом замоскворецком дворике галереи. В этот раз празднование проходило в еще более узком и тесном кругу – в зале Центра оперного пения Галины Вишневской на Остоженке. Правда, Евгений Миронов, которому пришлось выходить на сцену не один раз – он выходил получать «Турандот» сперва за лучшую мужскую роль (в спектакле «Рассказы Шукшина», а затем – уже в компании артистов – за лучший спектакль (те же «Рассказы...» – в руководимом Мироновым Театре наций), – нашел в этом плюс, а не минус церемонии. В других случаях, заметил Миронов и даже прямо назвал закрывавшийся в тот же вечер Московский международный кинофестиваль, на красную дорожку зазывают, пройдите, мол, у нас, пройдите, а тут – так тесно, и ты проходишь, задевая случайно плечом знаменитых, великих актеров... В этих «шебуршании» и тесноте – больше хорошего, чем плохого.

18-летие напомнило бессменному организатору, основателю церемонии и автору всех или почти всех реприз, которые разбавляют выходы на сцену награждающих и получающих, то есть Борису Беленькому, что это возраст призыва на военную службу, и все шутки касались именно этой темы. Иногда – удачные, иногда – грубые. «Что за трам-тарарам?» – спрашивала у прапорщика Турандот. «Трам-тарарам?.. Это вы еще нашего министра не видели!» – простодушно откликался военный. Смысл происходящего на сцене и диалогов, которые вели собственно Турандот (Мария Арнова) и прапорщик-организатор весеннего призыва (Виктор Добронравов), сводился к тому, что человек в форме пытался отвоевать у Турандот хоть кого-то, кто будет Родину любить в ближайшие 12 месяцев, а Турандот ему никого не отдавала.

Хотя «Турандот» «закрывает» театральный сезон и подводит его итоги, как говорится, по горячим следам, предпочтение было отдано тем спектаклям, которые вышли в самом его начале: Дмитрий Крымов получил хрустальную статуэтку за спектакль «Опус № 7», Иван Поповски – за лучшую сценографию и режиссуру во «Временах... года...», спектакле Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой (то, что обратили внимание на театр, расположенный вдали от столбовых дорог, – особенно приятно). Роза Шмуглер – за лучший дебют в спектакле «Улисс» Мастерской Петра Фоменко (режиссер – Евгений Каменькович).

Но больше всех повезло Театру наций, который плюс к уже сказанному получил премию и за лучшую женскую роль (Чулпан Хаматова). «Рассказы Шукшина» в постановке Алвиса Херманиса и вправду получили в Москве высокую оценку и имеют немало поклонников, попасть на эту премьеру трудно, хотя и играют сейчас в более просторном, чем это было на премьере, зале Театра на Малой Бронной, и все же жаль, что Турандот прошла мимо других актерских работ (скажем – в Малом театре) и спектаклей. Впрочем, это все, скажет Беленький, вещи субъективные. Хотите – создавайте свою премию, сделайте так, чтобы на нее из года в год приходили знаменитые и великие и т.д., и т.п. Это все весомые аргументы.

Премию за доблестное служение театру получил в этом году Александр Ширвиндт. В белом костюме, как сам пошутил, взятом из подбора, он был по обыкновению печален и шутливоохотлив, но против обыкновения – печален как-то искренне и открыто. «Актеры делятся на тех, кто вручал и получал... Я – вручал...» – заметил он, и в этом были и юмор, и грусть человека уже немолодого, к слову, в этом году замечательно сыгравшего роль своего ровесника Мольера.

Стоит сказать еще, что лучший спектакль награждал и поздравлял со сцены Михаил Горбачев, что всю церемонию посвятили памяти Екатерины Максимовой (Владимир Васильев, вероятно, только по этой причине и согласился выйти в люди), а Евгений Миронов, получая «Турандот» за лучшую роль, посвятил ее учителю – Олегу Павловичу Табакову, который дал «не только профессию». Олегу Павловичу, думается, эта поддержка одного из лучших учеников сейчас кстати.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Надежда Мельникова

Токио усиливает оборонные возможности Филиппин – одного из потенциальных противников КНР

0
1096
Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Екатерина Трифонова

Механизм денежной компенсации нарушенных прав продолжит работать со сбоями

0
799
ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

Ольга Соловьева

Наращивание добычи не защитит российский бюджет от сокращения сырьевых доходов

0
1117
КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Коммунисты Зюганова осудили доклад Хрущева XX съезду КПСС о культе личности

0
991

Другие новости