0
830
Газета Культура Интернет-версия

03.12.2009 00:00:00

В историческом беспорядке

Тэги: музей, гмии, выставка, история


музей, гмии, выставка, история В залах ГМИИ снова встретились история и современность...
Фото РИА Новости

По традиции XXIX музыкальные «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» Пушкинский музей открыл художественной выставкой. Не то чтобы по традиции, но так уже бывало (с образом маски, дороги┘) – тему выбрали сквозную – «Лики истории в европейском искусстве XIX века».

За художников, за направления в искусстве и за отдельные исторические личности «отвечают» произведения из 17 музеев. Кроме ГМИИ (от него – большинство экспонатов), Эрмитажа, Музеев Кремля, Третьяковки и Русского музея отдельные работы дали на выставку лондонская Tate Britain, Лувр, берлинская Галерея старых мастеров, Национальная галерея современного искусства Рима┘ Список участников дополняют музеи Саратова, Серпухова и Нижнего Новгорода.

Все смешалось┘ Масштабный, как всегда, проект Пушкинского музея выплюнул в захлебывающегося зрителя живопись, графику/законченные произведения и эскизы, скульптуру и декоративно-прикладное искусство кубков и сервизов от Мейсенского фарфора до стекла Эмиля Галле, в довершение прибавив две реконструкции комнат.

Начинается поход к «Ликам истории» разделом о Великой французской революции и о Наполеоне – и пускается в свободное плавание до конца XIX века. По пути – разного толка романтики, от экспрессивного Гойи с бедствиями наполеоновских войн до назидательного «Триумфа религии в искусстве» назарейца Фридриха Овербека. Будет вам и маэстрийно сделанный эскиз с Мирабо кисти романтика Делакруа и будут переходящие в выхолощенную салонность «Роже и Анжелика» неоклассициста Энгра (обе работы – из Лувра). Энгр апеллирует к ренессансному «Неистовому Роланду» Ариосто, но в истории о спасающем принцессу рыцаре он прежде всего наслаждается легким эротическим акцентом, с тщанием выписывая обнаженную героиню так, как стало модно в его, энгров, век. В залах «воюют» реалист Домье, историк Александр Иванов (конечно, без гигантского «Явления Христа народу», а только с эскизом), прерафаэлиты, символист Арнольд Бёклин, мирискусники┘ Воюют не друг с другом, а как-то так вообще┘ сумбурно.

Наверное, тех, кто придет в Пушкинский, из всего выставочного изобилия заинтересуют прежде всего вещи привезенные. Одна из самых ожидаемых – знаменитая давидовская «Смерть Марата». Друг революционера, Давид стал делать наброски с Марата вскоре после его убийства Шарлоттой Корде. Личность «Друга народа» Марата и картина главного живописца Французской революции Давида были столь популярны, что художник сделал несколько вариантов картины. Главный хранится в брюссельском Королевском музее изящных искусств, который по уважительным, как объяснила Ирина Антонова, причинам отказался дать картину. Копии находятся соответственно в Лувре и в Версале. Ну а та, которую привезли в Москву – из Музея Французской революции в городе Визиль, – является работой мастерской Давида┘ Зато прерафаэлитов Форда Брауна и Уильяма Ханта из Tate Britain можно считать одними из опорных столпов, на которых держится экспозиция. К тому же их присутствие хоть отчасти компенсирует то, что в ближайшее время обсуждавшаяся выставка прерафаэлитов в Москве не состоится. Пока есть надежда, что, совершив европейский вояж, в Москву она приедет в 2013 году.

История расплывается в глазах, становясь то художественным стилем, то историческим событием, то персонажем, то отдельным живописцем. К последним принадлежит Борисов-Мусатов: его удостоили особого почета, показав сразу несколько характерных символистских работ, традиционно грустящих о дворянских гнездах. Как можно было понять на пресс-конференции, изначально этот исторический проект предполагалось делать на материале из собрания ГМИИ, затем его решили расширить. Впечатление такое, будто выборка произведений порой грешит случайностью, что для объема сюда присоединили и Борисова-Мусатова, и, например, хрестоматийного васнецовского «Витязя на распутье».

XIX век взорвался интересом к истории, любопытством к своим героям вроде Наполеона, к древним героям вроде Карла Великого. К персонажам как Галилей или Христофор Колумб. К виртуозному мастеру-гордецу, знавшему себе цену Бенвенуто Челлини и к Рафаэлю (от сентиментальной скульптурной «истории» о его возлюбленной Форнарине-«булочнице» до ориентации на его стиль, скажем, назарейцев). При нынешнем выставочном раскладе любопытство той эпохи выплеснулось информационной перегруженностью. Лики истории стали исторической толпой плохо различимых лиц, набором отдельных историй.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1677
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4172
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2299
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2598

Другие новости