0
989
Газета Культура Интернет-версия

17.12.2009 00:00:00

Contemporary art углубился в историю

Тэги: музей, москва, юбилей


музей, москва, юбилей Современное искусство в ММСИ.
Фото Елены Рыковой (НГ-фото)

Во вторник Московский музей современного искусства отпраздновал первый серьезный юбилей – десятилетие. К этой дате в здании на Петровке подготовили новый вариант экспозиции. «День открытых дверей. Особняк – гимназия – клиника – музей» ММСИ и архитектор Юрий Аввакумов организовали как экскурсию по историческому прошлому музея. А в Третьяковской галерее на Крымском Валу в тот же день заработали залы постоянной экспозиции отдела новейших течений.

В Третьяковке двери к contemporary art открыли, в ММСИ их и вовсе сняли. Обе институции не оставляют стараний в попытках выстроить музейную экспозицию современного искусства. В ММСИ предыдущую версию под названием «От штудии к арт-объекту» делали к февралю. Тогда отталкивались от теоретических понятий (канон, натура, метаморфозы) и охватили весь XX век. Теперь обыгрывают историю музейного здания. Но и в случае с ГТГ, и в случае с ММСИ парадокс в том, что в принципе contemporary art и музей чуть ли не со времен футуристов, объявивших музеи кладбищами, смотрят друг на друга несколько недоуменно.

В том, что касается Третьяковской галереи, речь идет на самом деле лишь об обновлении экспозиции новейших течений, открывшейся в мае 2006-го и составленной Андреем Ерофеевым. До его скандального увольнения из галереи было еще два года. Сейчас экспозицию несколько упростили, избавившись от некоторых разделов и от произведений, не принадлежавших галерее. Период 1960–2000 дробится на семь частей, в целом следуя хронологии. Начиная кинетическими объектами Колейчука и кончая Осмоловским и Куликом. Между ними – соц-арт Комара и Меламида, концептуалисты Пригов и Елагина с Макаревичем, «Мухомор»┘ Из приобретенного за последнее время галерея представила, например, картину концептуалиста Юрия Альберта, эдакую размашистую абстракцию с заголовком «Живопись для стенографисток». ГТГ показывает все в духе «как это было», по-музейному неспешно, обстоятельно наполняя проверенными образцами период за периодом. Осторожничая и не дерзая влезать в нулевые годы, поскольку история их еще не отфильтровала и по полкам не разложила.

Так вот, а в Музее современного искусства двери вышибли. Ну, вернее, интеллигентно сняли с петель и оставили стоять возле дверных проемов, так что они стали походить на книжные страницы с оглавлением. А рассказать есть о чем: в конце XVIII века здесь был особняк Михаила Губина, через сто лет открылась одна из лучших в Москве гимназия Франца Креймана, потом, до 1958-го, в здании был прописан Госинститут физиотерапии и ортопедии. И теперь на дверях отражены эти пертурбации: надписи вроде «службы/учительская/электролечебница» сопровождают списки художников и комментарии к новой версии освоения пространства. Все же трехэтажное здание с цокольным ярусом, бельэтажем и ярусом жилым переосмыслено соответственно зонам общественной городской жизни, всевозможных утопий и более приватного пространства мифов. Кстати, к юбилею на парадной лестнице открыли гризайли, которые за все время жизни музея еще никто не видел.

Хотя актуальное наполнение залов арт-объектами и переклички с прошлым здания ясно прочитываются не всегда, думаю, главное тут (как и в проекте «От штудии к арт-объекту») – эксперимент. Когда вещи, отсылающие память к разным выставочным проектам (от «Мотоциклиста» Сергея Шеховцова и нынешней Венецианской биеннале до потрепанного строя столов, символизирующих ЦДХ в работе Саши Ауэрбах к выставке «Европейская мастерская»), вливаются в музейное пространство, начинают притираться друг к другу, обрастать новыми смыслами и контекстами. Среди самых цельных по впечатлению комнат – «спальня/комната воспитателей/палата». Сюда, в пространство чьих-то снов, вплелись ностальгически окрашенные пейзажи на раскладушках от Ивана Лунгина, жутковатые фото от Викентия Нилина, смутные воспоминания на нечетких портретах у Богдана Мамонова┘ Бывшие гостиная и кабинет директора наполнились знаками эпохи – от радиоприемника Андрея Ройтера до нефтедоллара Андрея Молодкина. В другом зале – знаменитый хлебный «иконостас» Анатолия Осмоловского. Версии «Хлебов» где только не участвовали – и в нашумевшем проекте «Верю», и в «Русском бедном», а теперь форма и сакральность как ее составляющая оказались напротив Высоко-Петровского монастыря, с которым соседствует музей. Проблематики свободы, коммуникации, общества потребления, религиозности, войны┘ выставка касается не отстраненно-имперсонально, а живо, не пугаясь субъективности и отталкиваясь от собственной истории – истории здания.

Понятно, что у ГТГ и ММСИ разные цели: познакомить с историей искусства или же вписать произведения в созданную концепцию. И разный эффект. Впрочем, эстафета музейных экспозиций contemporary art не окончена. В следующем году директор ММСИ Василий Церетели обещал показать новую версию. Обещает и Третьяковка – после осенней ретроспективы Дмитрия Пригова отдел новейших течений возьмется за очередной вариант постоянной экспозиции. Наконец-то ее планируют сделать тематической.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1723
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4254
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2338
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2645

Другие новости