0
1030
Газета Культура Интернет-версия

15.04.2010 00:00:00

Digest: другое, актуальное, всякое┘

Тэги: москва, музей, выставка, искусство


москва, музей, выставка, искусство Эрик Булатов. Фотография на память.

Московский музей современного искусства открыл в здании на Гоголевском бульваре выставку «Всегда другое искусство». Это около сотни произведений в диапазоне от нонконформизма до сегодняшнего дня из собрания Виктора Бондаренко, известного прежде всего своей коллекцией иконописи. Сотня – почти треть всего «запаса» современного искусства Бондаренко – сгруппирована в соответствии с привычным для ММСИ тематическим принципом, хотя экспозицию составлял владелец галереи Pop/оff/аrt Сергей Попов.

Виктор Бондаренко vs contemporary art – читай конец 80-х – 90-е годы. Тогда в коллекцию попал Константин Худяков, дружба с которым переросла, например, в нашумевший и очень неоднозначный проект «Deisis/Предстояние» про воссоздание облика героев священной истории, показанный в Третьяковке в 2004 году. Худяков, кстати, пока единственный, чьи работы для Deisis’а были созданы специально под собрание Бондаренко. Кроме Худякова среди первых в нынешней коллекции – Наталья Нестерова и ар-брютовец Леонид Пурыгин, фотореалисты Сергей Шерстюк и Ольга Гречина, а также персонаж довольно претенциозный, Михаил Шемякин. Активно Бондаренко взялся за собрание уже в 2000-х: по его словам, за это время оно пополнилось процентов на восемьдесят.

С любой презентацией любой коллекции современного искусства возникает один и тот же вопрос – не мудрствуя, разбить по хронологии и представить выкладку достижений отечественного art’а в означенный период? Или впихнуть работы в концепт, проиллюстрировать проблемы? Первая возможность – скорее вариант Третьяковской галереи (хотя и там осенью обещают заняться тематической экспозицией). Вторая – как раз стиль ММСИ, опробованный уже дважды («От штудии к арт-объекту», «День открытых дверей»). Сейчас оба сценария хитро свели воедино: каталог отсчитывает десятилетия, а экспозиция делится примерно на десять разделов с вывесками вроде «История/Миф», «Нагота/Одежда» или «Ландшафт/Предмет». Антитезы, как в последнем случае, не всегда отличаются кристальной ясностью, но все же.

«Всегда другое искусство» гораздо шире, чем то исторически сложившееся «другое искусство», где есть Оскар Рабин, Владимир Немухин, Дмитрий Краснопевцев и Илья Кабаков. Ведь в digest коллекции вошли и фотореалисты вроде непривычного раннего Файбисовича с немного наивным романтическим букетиком (внушительных, впрочем, размеров) ромашек 1984-го. И фотореалисты второго поколения вроде Евгения Гороховского, который зачем-то пытается выжать философию из союза фотоснимка и наложенного на него орнамента («Движение неба – вертикально», 2003). Semper idem – всегда тот же: все необходимые имена современного искусства тут есть. Если хорошенько порыться, найдутся и Виноградов с Дубосарским (а также ранний, 1991 года выпуска «Бисмарк» Дубосарского), и Сергей Бугаев (Африка), и Тимур Новиков. Борис Орлов окажется в разделе «Война/Власть» между Олегом Куликом, Мамышевым-Монро (гримируясь, играющим в путиниану в работе «ВВП») и скандальным Беляевым-Гинтовтом┘ Конечно, есть и любимчики вроде упомянутого Худякова.

Если вы убеждены, что коллекцию формируют исходя из привязанностей к «тем» или «этим», одних с другими не путая, – то, пользуясь названием одного из выставочных разделов «Структура/Хаос», скорее всего сделаете акцент на втором. Однако безусловный плюс «всеядности» такой подборки в том, что собранное вполне претендует на музейный уровень. А главное, является в лучшем смысле слова амбарной книгой современного искусства. Поскольку тут есть искусство всякое – и его, как слов из песни, из будущей истории искусства не выкинешь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
389
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
400
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
343
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
425

Другие новости