0
2598
Газета Культура Интернет-версия

27.05.2010 00:00:00

Хрустальная плеть и утюг с позолотой

Тэги: музей, выставка


музей, выставка Щит «Калкан».
Османская империя, XVI век. Музей дворца Топкапы, Оружейная коллекция

Продолжая выставочный цикл «Королевские и императорские сокровищницы в Кремле», в Москву прибыло около сотни предметов из стамбульского Музея дворца Топкапы. Визит турецких сокровищ – от военного снаряжения до миниатюр и предметов быта Гарема – своеобразно отмечает Год объявления Стамбула культурной столицей Европы-2010. В Кремле есть своя коллекция искусства Блистательной Порты (как еще называли Османскую империю) – московская публика видела ее в конце 2008-го, сейчас ее смотрят в Стамбуле. По сравнению с роскошью дипломатических подарков и дорогих заказов из кремлевского собрания нынешняя выставка кажется более камерной.

Говорят, в мире не так много музеев, которым Топкапы давал свои вещи (среди стран, где проходили выставки, – Франция, Венгрия, Соединенные Штаты и Арабские Эмираты)┘ Во времена основания Константинополя мыс полуострова Стамбул хранил руины древнего Византия. 29 мая 1453 года Константинополь не выдержал натиска Мехмеда II – падение столицы поставило точку в истории Византийской империи. Но уже через несколько лет этот мыс стал отправной точкой главного дворца Османской империи – дворца Топкапы. В середине XIX века этому дворцу предпочли другой – Долмабахче на берегу Босфора. А в 1924-м Топкапы, преобразованный в музей и сформированный на базе веками пополнявшихся сокровищницы, архива и библиотеки, обрел новую жизнь.

Блистательная Порта, чей расцвет пришелся на XV–XVII века (этому периоду и посвящена экспозиция), как и свойственно крупным империям, была воинственна. Как и свойственно крупным империям, в особенности восточным, она была охоча до пышного великолепия. Как бывает на кремлевских выставках такого рода – война и мир территориально разнесены. Зал Успенской звонницы демонстрирует черты воинственности, Одностолпная палата Патриаршего дворца – скрытый от посторонних глаз быт. Другой стороной воинственности и жестокости, напугавшей в свое время полсвета, стала витиеватая церемониальность. Собственно, сюда и стоит идти ради того, чтобы поглядеть на уму-не-постижимо-какие-орнаменты-и-техники. На разветвленную систему символов: вот, к примеру, всем известный атрибут власти – сфера, или золотое яблоко, у османов означал еще и край обетованный, который, понятное дело, желательно в перспективе завоевать. На всевозможные формы сабель, испещренных надписями – согласно одной из них тут есть даже «меч султана Мехмеда во время завоевания Константинополя».

Это те османы, рубившие врагов и казнившие в день восшествия на престол нового султана других потенциальных претендентов (братьев правителя), использовали в церемониях плети с хрустальными ядрами внушительных размеров и фляги для воды матары, которые со временем из кожаных стали также хрустальными. Они, что неудивительно, интересовались географией – в доказательство тому карта мира, какой ее знали уже после Магеллана и Колумба, в конце XVII столетия. В их покоях стояли кувшины, переделанные (как чье-то надставленное платье) из китайских фарфоровых ваз. Там разложены необъятные, как пифагоровы штаны, шальвары и рубашка-оберег с соответствующими надписями, там лежит детский стеганый кафтан с гневной запиской портному: «Почему вы шьете кафтаны так уродливо? Как это может носить человек?..» И еще – мраморный пресс-утюг с позолотой и размером чуть ли не с надгробную плиту. Это мир, увиденный изнутри дворца, – и такого, конечно, не могла показать кремлевская выставка дипдаров и царских заказов, полученных Русью из Блистательной Порты. Здесь же о России напоминает миниатюрный портрет некоего русского посла, выполненный в знаменитом своими миниатюрами городе Герат. Об Украине – портрет Роксоланы, захваченной в плен наложницы, ставшей впоследствии женой султана и не погнушавшейся не только интриг, но и убийств, дабы посадить на престол своего старшего сына┘

И только непонятно, отчего облик самого дворца остался лишь в виде черно-белых гравюр, сделанных впечатлительными европейскими путешественниками, да единственной фаянсовой панели с флорой райского образца из внутреннего убранства Топкапы. Залы желто-голубых цветов не оживляет видео, которое Кремль не раз успешно использовал. Жаль – выставкам старины новые технологии тоже очень к лицу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
354
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
403
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
219
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
303

Другие новости