Щит «Калкан».
Османская империя, XVI век. Музей дворца Топкапы, Оружейная коллекция
Продолжая выставочный цикл «Королевские и императорские сокровищницы в Кремле», в Москву прибыло около сотни предметов из стамбульского Музея дворца Топкапы. Визит турецких сокровищ – от военного снаряжения до миниатюр и предметов быта Гарема – своеобразно отмечает Год объявления Стамбула культурной столицей Европы-2010. В Кремле есть своя коллекция искусства Блистательной Порты (как еще называли Османскую империю) – московская публика видела ее в конце 2008-го, сейчас ее смотрят в Стамбуле. По сравнению с роскошью дипломатических подарков и дорогих заказов из кремлевского собрания нынешняя выставка кажется более камерной.
Говорят, в мире не так много музеев, которым Топкапы давал свои вещи (среди стран, где проходили выставки, – Франция, Венгрия, Соединенные Штаты и Арабские Эмираты)┘ Во времена основания Константинополя мыс полуострова Стамбул хранил руины древнего Византия. 29 мая 1453 года Константинополь не выдержал натиска Мехмеда II – падение столицы поставило точку в истории Византийской империи. Но уже через несколько лет этот мыс стал отправной точкой главного дворца Османской империи – дворца Топкапы. В середине XIX века этому дворцу предпочли другой – Долмабахче на берегу Босфора. А в 1924-м Топкапы, преобразованный в музей и сформированный на базе веками пополнявшихся сокровищницы, архива и библиотеки, обрел новую жизнь.
Блистательная Порта, чей расцвет пришелся на XV–XVII века (этому периоду и посвящена экспозиция), как и свойственно крупным империям, была воинственна. Как и свойственно крупным империям, в особенности восточным, она была охоча до пышного великолепия. Как бывает на кремлевских выставках такого рода – война и мир территориально разнесены. Зал Успенской звонницы демонстрирует черты воинственности, Одностолпная палата Патриаршего дворца – скрытый от посторонних глаз быт. Другой стороной воинственности и жестокости, напугавшей в свое время полсвета, стала витиеватая церемониальность. Собственно, сюда и стоит идти ради того, чтобы поглядеть на уму-не-постижимо-какие-орнаменты-и-техники. На разветвленную систему символов: вот, к примеру, всем известный атрибут власти – сфера, или золотое яблоко, у османов означал еще и край обетованный, который, понятное дело, желательно в перспективе завоевать. На всевозможные формы сабель, испещренных надписями – согласно одной из них тут есть даже «меч султана Мехмеда во время завоевания Константинополя».
Это те османы, рубившие врагов и казнившие в день восшествия на престол нового султана других потенциальных претендентов (братьев правителя), использовали в церемониях плети с хрустальными ядрами внушительных размеров и фляги для воды матары, которые со временем из кожаных стали также хрустальными. Они, что неудивительно, интересовались географией – в доказательство тому карта мира, какой ее знали уже после Магеллана и Колумба, в конце XVII столетия. В их покоях стояли кувшины, переделанные (как чье-то надставленное платье) из китайских фарфоровых ваз. Там разложены необъятные, как пифагоровы штаны, шальвары и рубашка-оберег с соответствующими надписями, там лежит детский стеганый кафтан с гневной запиской портному: «Почему вы шьете кафтаны так уродливо? Как это может носить человек?..» И еще – мраморный пресс-утюг с позолотой и размером чуть ли не с надгробную плиту. Это мир, увиденный изнутри дворца, – и такого, конечно, не могла показать кремлевская выставка дипдаров и царских заказов, полученных Русью из Блистательной Порты. Здесь же о России напоминает миниатюрный портрет некоего русского посла, выполненный в знаменитом своими миниатюрами городе Герат. Об Украине – портрет Роксоланы, захваченной в плен наложницы, ставшей впоследствии женой султана и не погнушавшейся не только интриг, но и убийств, дабы посадить на престол своего старшего сына┘
И только непонятно, отчего облик самого дворца остался лишь в виде черно-белых гравюр, сделанных впечатлительными европейскими путешественниками, да единственной фаянсовой панели с флорой райского образца из внутреннего убранства Топкапы. Залы желто-голубых цветов не оживляет видео, которое Кремль не раз успешно использовал. Жаль – выставкам старины новые технологии тоже очень к лицу.