0
1204
Газета Культура Интернет-версия

30.06.2010 00:00:00

Стенка на стенку

Тэги: выставка, фото


выставка, фото Владимир Лагранж. Сольфеджио (1968).
Фото предоставлено организаторами выставки

Галерея «Файн Арт» и Фотогалерея имени братьев Люмьер в зале Галереи Церетели выставили несколько десятков снимков двух классиков фотографии. С концепцией решили не заморачиваться, что видно уже из названия: «Марк Рибу и Владимир Лагранж. Фотография». Половина зала на одного, половина – на другого. Биография и перечень и без того известных заслуг каждого прилагаются. Принцип сопоставления настолько туманен, что и после просмотра не покидает ощущение – его просто не было.

Так бывает – фотографии замечательные, а выставка почти провальная. В Москве, к счастью, знают не только Владимира Лагранжа, чью ретроспективу полтора года назад организовала все та же Галерея имени братьев Люмьер, но и Рибу здесь давно никому не в новинку – его в том же 2009-м показывал как раз другой организатор нынешней экспозиции – «Файн Арт», а в 2005-м большую персоналку устраивали в Московском доме фотографии. Кому пришло в голову объединить их по примитивному принципу венценосности и принадлежности к сонму классиков, с одной стороны, и коммунального сосуществования, при котором снимки «вперились» друг в друга взглядом, каждый с отведенной ему половины, с другой, – загадка неразрешимая.

Разглядывание самих по себе прекрасных фотографий, которое и составляет единственное удовольствие этой выставки, похоже на листание иллюстрированной энциклопедии в духе главное о главных или – по-другому – известное об известных. Марк Рибу неотделим от преамбулы про участие во французском Сопротивлении, про службу на лионском заводике, заброшенную в угоду страсти к фотоделу, про то, как в 1952 году он был принят в агентство Magnum, которое уже в 1975–1976-х сам возглавил. Про репортажи о вьетнамской войне и китайской культурной революции. Визуальный ряд к энциклопедической заметке составили бы – и на выставке составили-таки: танцующий с грацией акробата на Эйфелевой башне маляр, в 1953-м попавший в журнал Life и прославивший молодого фотографа, да вашингтонская демонстрация против вторжения во Вьетнам 67-го года, когда навстречу штыкам вышла девушка лет шестнадцати-семнадцати с маргариткой. Иллюстрация к посещению Москвы – так сказать, специально по заказу местных жителей – вьюжный вид Манежа от знаменитого дома с колоннами на Моховой, построенного Иваном Жолтовским.

Визитной карточкой Владимира Лагранжа, трудившегося в Фотохронике ТАСС, а затем, с 63-го по 89-й год, на славу «Советского Союза», эдакого советского «глянца», продукта на экспорт о радостях жизни в Стране Советов, стали «Голуби мира». Птицы, наделенные соответствующей символикой, взмыли в воздух, бежит по площади молодежь. И площадь, понятное дело, Красная, и на лицах, естественно, только радость. Тогда, в 1962-м, фото увеличили как образцовое и заслужившее стать фоном к выставке «Наша молодость» в Парке Горького, тогда же единственное профильное издание, «Советское фото», расщедрилось для его публикации аж на целый разворот, что по тем временам редкость. Как вы понимаете, фотография эта на выставке есть – хотя и не таких огромных размеров. Есть тут и юные балеринки в новеньком Дворце пионеров на Ленгорах – говорят, именно в 1963 году они принесли Лагранжу золотую медаль на выставке в Будапеште. Все как надо – и программная страда с дождем зерна, и бодрые пионеры на главной, прославленной еще парадами Родченко площади. И то, что интимнее, для себя, – закупоренная в шубу, как в куль, девочка – «Бабуся». И старательно раскрывающий рты на сольфеджио молодняк.

Когда пытаешься найти хоть какое-то основание для сравнения, начинаешь размышлять, что вот Лагранж – пожалуй, больше мастер портрета, пойманной эмоции. У Рибу это тоже есть, но, кажется, ему интереснее общие планы. Какие-нибудь африканские, индийские, китайские пейзажи, удивительные в своей монохромной нежности, выдержанные то как фреска, то как рельефный фриз. И это не просто открытки, а так сделанные снимки, что от них захватывает дух. Только ведь сколько уже мы этого видели – и по отдельности, и было, кажется, лучше без такого сопоставления в лоб. В горле застревает вопрос: зачем опять? Зачем на нас вывалили груду снимков – только теперь в программе не соло, а дуэт? Программа же старая, однако на сцене двое – и каждый делает свое. Без всякой годной для обоих новой аранжировки. Которой каждый из них заслуживает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
345
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
391
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
210
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
296

Другие новости