0
1180
Газета Культура Интернет-версия

08.07.2010 00:00:00

В погоне за┘

Тэги: фестиваль, искусство, выставка


фестиваль, искусство, выставка Работа Иварса Друлле «Наконец-то, наконец-то!».
Фото автора

Открытия нынешней биеннале сыпятся как из рога изобилия – каждый день по несколько площадок. Все пытаются как-то ответствовать заданной теме «Границы», но чувствуется, что порой проектам не хватает четко поставленной проблемы, отчего выставки выглядят набором более или менее произвольно скомпонованных работ, которые можно перемещать из экспозиции в экспозицию, как детали конструктора.

60 выставок на 40 площадках для фестиваля длиной в месяц – кажется, все же слишком много. Каждый день (против обычного выставочного режима вернисажи проходили даже в выходные) открывается несколько залов, часто на одной территории несколько проектов. Впечатления от того, что удалось увидеть в первые дни биеннале (выставки в Государственном центре современного искусства и в Московском музее современного искусства, на Винзаводе, в пространстве ПRОЕКТа_FАБRИКА и в Центре дизайна ARTPLAY), неоднозначные.

В целом открывшие биеннале ГЦСИ и ММСИ скорее разочаровали (правда, последний еще откроет несколько проектов – посмотрим). Французско-русская экспозиция «Vis-?-vis» в ГЦСИ поставила волевым кураторским решением (работа одного из кураторов биеннале Дарьи Пыркиной, а также Изабель Бертолотти, Ива Робера и Тьери Распая) и путем интернет-переписки семь французских и семь российских участников в пары то ли по признаку формального сходства, то ли по признаку сходства художественных проблем. Да, стоит сказать, что пары разведены в пространстве, так что блуждание между этими эффектными инсталляциями выливается в безнадежный хаос. В ММСИ на площадке в Ермолаевском переулке как-то смешались проекты (сокуратора биеннале Дарьи Камышниковой и Сергея Еркова), призванные очертить понятия «Свобода» и «Воля» – может, слишком много «перекрикивающих» друг друга работ?.. Попробуем расставить акценты.

Пока наиболее успешными представляются кураторские проекты на FАБRИКе Арсения Жиляева («Редкие виды») и Екатерины Лазаревой с Владиславом Ефимовым («Зоны видимости»), а также проект Glob(e)scape, сделанный Дарьей Пыркиной в ARTPLAY. Жиляев собрал объекты художников, кураторов, критиков, рассказывающие о той личной границе, с переходом которой стало понятно, что от contemporary art их авторам не уйти. А фотопроект «Зоны видимости» ставит проблему свободного пространства: условной свободы и несвободы перемещения и видения. Думается, удача проектов обусловлена четко сформулированной проблемой. Есть вопрос – можно искать внятный ответ, а не тыкать пальцем в небо в ожидании озарения.

Glob(e)scape, созданный 60 художниками, складывается в некую планетарную панораму, пейзаж (и одновременно – в попытку бегства оттуда). Его сегменты составляют очень разные работы, ставящие и социальные, и художественные проблемы. От перформанса «День неповиновения», посвященного проблеме влияния политических событий на жизнь человека, где родившийся в бывшей Югославии Бранко Милискович выступает с красным флагом на фоне видео Detention Paradise (что можно перевести как «Рай в плену»), до инсталляции «Живой уголок» арт-группировки «ЗИП». К слову, у «ЗИП», существующей год краснодарской группы, одноименной Заводу измерительных приборов (там художники снимают помещение), в Москве дебют. Ребята участвуют одновременно в биеннале и в антибиеннале «Пошел! Куда пошел?». Объясняют это тем, что работают вне каких бы то ни было систем, да и руководство биеннале разносторонность поддерживает. «Живой уголок» посвящен временному зазору не только между прошлым и настоящим, но также между центром и провинцией. В комнате стоит доска почета, перемешавшая все-подряд-пришедшие-в-голову медийные образы – от Пикассо до Абрамовича, от Майкла Джексона до Гитлера. Автомат «Родина» с чипсами: положите деньги и сами возьмите, только честно следуйте инструкции. Это как сам город, где есть художники, но нет институций, их поддерживающих (участник группы Степан Субботин комментирует это так: есть «офигенные товары, которые все потребляют, но нет хорошей формы, чтобы все это представить»). Валяющиеся по всему заводу математические схемы превращены в игральную доску. «Живой уголок» – игра, как жизнь уже не используемого по назначению завода, застрявшего между прошлым и настоящим. В чем-то она напоминает коллажность сознания соц-арта, меняющего смысл привычных символов, но зиповцы от таких сравнений открещиваются. Они сами по себе.

В целом на данный момент биеннале заставляет задуматься о вопросах, на которые сама она пока что не ответила. Во-первых, бюджет. Организаторы, не называя цифр, говорят, что по сравнению с 2008-м госбюджет даже увеличился, плюс стало больше спонсоров. Соответственно фестиваль проводится с размахом – элементарно стало больше мероприятий. При этом количество событий в два раза превышает число дней в месяце, и погоня за количеством зрелищ не вполне понятна – кто посмотрит их все? Изучив программу, нетрудно заметить, что есть кураторы и художники, которые переходят из проекта в проект, иногда меняясь ролями. Зачем? Не хватает людей, чтобы отработать заявленные проекты? Или это особый почет конкретным участникам, и так, заметим, известным. Точное количество дебютантов биеннале никто, кажется, не считал (главное, мол, качество работ), но, по словам Дарьи Пыркиной, художников, для которых «Стой! Кто идет?» первая крупная (не считая учебных, квартирных и т.д.) выставка, около 20%. Получается, биеннале тянут за собой люди, уже о себе заявившие.

Второй вопрос – проблематика. Границы – тема, которую, простите за каламбур, надо ограничить формулировкой проблемы. Ведь если нет нетривиально поставленного вопроса, то не может быть и неординарного ответа. Пока же складывается впечатление, будто проекты с названиями вроде «_Переход_transit_транзит_», «Внимание! Пересечение границ», «Пересекая границы» могут поменяться, как в конструкторе, частью деталей-работ без особого ущерба для общего замысла. Речь не идет о том, что последние два – национальный итальянский или мексиканский проекты, в данном случае разговор о том, как выявить проблематику, убеждающую, что уж эту выставку зритель никак не должен пропустить. И чем конкретнее поставлен вопрос – «Редкие виды», «Зоны видимости», тем более внятным выглядит результат. Сюда же, кстати, примыкает и вопрос остроты высказываний – тут нет или почти нет (быть может, опять-таки пока) остросоциальных или острополитических высказываний. Что вызывает недоумение как раз в связи с художниками молодыми.

Хотелось бы, чтобы, ограничивая проблематику, художественные высказывания были четче артикулированы. Чтобы, очерчивая «Границы», не остаться за ними. За границами смысла.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
357
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
406
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
221
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
306

Другие новости