0
1301
Газета Культура Интернет-версия

23.09.2010 00:00:00

Руси ответили рисунком

Тэги: москва, выставка, графика


москва, выставка, графика Поль Синьяк. Парусник с флагами в венецианской лагуне. 1906 г.

Весной, отмечая Год Россия–Франция, российские музеи показывали в Лувре выставку «Святая Русь». Теперь, кстати, там даже решили сделать девятый по счету отдел, посвященный восточнохристианскому искусству – в частности, византийскому и древнерусскому. Французский ответный выставочный жест – открывшиеся в начале недели друг за другом в Историческом музее и в Третьяковской галерее экспозиции: «Наполеон и Лувр», а следом за ней «Путешествовать и рисовать. Рисунки европейских мастеров из Лувра и Орсэ. 1580–1900». 50 луврских рисунков и 6 из Орсэ (впрочем, хранятся они также в Лувре) показывают, на что известные и не очень художники смотрели в чужих краях на протяжении трех веков.

Когда, блуждая между простенками с пейзажами, в дальнем углу натыкаешься на портрет-почеркушку вытянутого худощавого человечка в громадном тюрбане, с трубкой и на фоне мечети, да при этом еще с четками в руках, лишний раз убеждаешься – не место красит человека. Иначе говоря, важны не только и не столько края, где ты побывал, но прежде всего люди, которых встретил. Этот господин – Проспер Мериме, карьеру писателя деливший с карьерой госслужащего и с 1834-го ответственный за сохранность исторического наследия Франции. Автор дружеского шаржа – Анри-Адриан Прево де Лонперье, вместе с Мериме посетивший Грецию и Малую Азию (включая Константинополь) и являвшийся вообще-то хранителем античной коллекции Лувра.

Этот набросок 1850 года, наверное, вполне мог завершать выставочную хронологию – изначально куратор Катрин Луазель предполагала всматривание в путешествия до 1840-х, однако ее попросили добавить все-таки несколько вещей из Орсэ. На вопрос корреспондента «НГ», можно ли было отодвинуть дальше нижнюю хронологическую границу показа и включить туда, к примеру, Дюрера, мадам Луазель ответила, что ей хотелось начать и более ранними вещами, но просто не хватило места и что в Лувре хранится единственный рисунок Дюрера периода его итальянского путешествия, однако он «невыездной».

Специально для рисунков-путешественников в ГТГ против обыкновения и, надо сказать, удачно обозначили разделы заголовками вроде «XVIII век: между реальной и воображаемой античностью» или «В поисках заветных берегов и экзотических стран». Сначала европейцы дружно устраивали себе итальянские каникулы (учебные, конечно) и прилежно штудировали античные останки. Позже, вслед за археологами, увлеклись Грецией. Заинтересовались Востоком и, наконец, собственной стариной. Выставка проходит полный цикл от первого рисунка Яна Брейгеля Старшего, боявшегося упустить мельчайшую деталь в оде римским архитектурным старостям, – до размытого мокрыми акварельными мазками «Парусника в венецианской лагуне» у Поля Синьяка. Через все разнообразие техник. Нет только пастели – слишком хлопотно перевозить, к тому же для нынешней темы просто не было подходящих образцов.

Экспозицию пронизывают разные мотивы, изменение которых прослеживается от одной эпохи к другой. Она так тщательно продумана, что если в одном конце зала очарованный Востоком Лиотар (вернувшись из Константинополя в Европу, он и сам облачился в диковинный наряд, удивляя современников и костюмами, и манерами) показывает «Константинопольскую даму в банных сандалиях» на высоких подставках (именно так), а по соседству Жан-Батист Лепренс рисует русскую барыню за книгой (прибыв ко двору Елизаветы Петровны в 1757-м, он за пять лет успел доехать даже до Сибири), то в другом его конце и спустя 100 лет Константен Гис покажет «Турецкую куртизанку на пороге дома в Галате».

Выставки графики по природе своей более камерные, нежели живописные. К рисунку важно подойти как можно ближе – разглядеть, как рука автора повела линию, почему там оборвала ее, а тут подхватила, как на бумаге время отразилось. Есть, скажем, в зале римский пейзаж одного из художников Барбизонской школы Камиля Коро, испещренный пятнами-фоксингами. Появляются они на бумаге промышленного производства от малейшей сырости, и поделать с ними ничего нельзя. Разве что считать патиной времени. Лувр экспонирует графику только три месяца раз в три года – таковы условия хранения. Полтора месяца эти рисунки будут в Москве – так что нам повезло.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
348
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
394
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
214
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
299

Другие новости