0
1706
Газета Культура Интернет-версия

07.10.2011 00:00:00

Мы не шведы, и ладно

Тэги: литература, нобелевская премия, нобель


литература, нобелевская премия, нобель Голубоглазый экспрессионист Томас Танстремер.
Фото Reuters

Лауреатом Нобелевской премии по литературе в 2011 году стал шведский поэт, писатель и переводчик Томас Танстремер (1931 г.р.) «потому что через сгущенные, полупрозрачные образы он дает нам свежий доступ к реальности». Не очень-то удивительно, если учесть, что на родине многие считают Танстремера одним из самых выдающихся поэтов. Одно время его обвиняли в аполитичности, но потом как-то поняли, что кажущиеся простыми картинки из повседневной жизни на самом-то деле полны мистического проникновения в законы Вселенной. Чувствуется прежний опыт практикующего психолога.

Танстремер, кстати, фигурировал как один из возможных лауреатов еще до оглашения. А до оглашения было гораздо интереснее, чем после. Когда вчера в 15.00 на сайте премии появилась фамилия лауреата, тысячи, сотни тысяч обозревателей по всему миру радостно и яростно вскричали: «Ага! Опять кому попало дают! Но я ужо вам задам!» – и застучали, урча, по своим клавиатурам. А вот до 15.00 было и впрямь весело. Потому что, как всегда, все гадали, спорили. Кто-то будет на этот раз? Кого изберут академики. Дело в том, что Нобелевский комитет – обычно – старается наградить человека неожиданного и все-таки как минимум известного. Так что в принципе угадать трудно, но шанс есть.

Очень странные чувства вызывали так называемые основные претенденты. Сирийский поэт Адонис. Он – заядлый номинант. Его уже не первый год прочат. Ну пускай и дальше прочат. Этот самый Томас Танстремер плюс музыкант и поэт Боб Дилан и прозаик Харуки Мураками. Из русских Пелевин и Евтушенко. Наши-то хотя бы еще куда ни шло: хороший писатель (Пелевин) и поэт, пожалуй, и впрямь этой премии достойный (Евтушенко). Но говорить всерьез о Мураками как писателе... Ну да, популярный беллетрист. При чем тут проза? Этак мы до Коэльо дойдем или, как там его, ну, кто «Код Да Винчи написал», господи, ну как же его, а! Дэн Браун! Или – она хотя бы популярна – Джоан Роулинг. Ну а из русских давайте тогда предлагать... ох, даже называть не хочется, вы сами их все знаете. Ну, поэт, автор саги: «Принимай Мегалит, голова не болит». Или что-то в этом роде. Еще забавнее претендент Боб Дилан. Поэт. Ну так Стас Михайлов тоже поэт. Наверняка же на Западе есть свои Стасы Михайловы.

Пелевину получать Нобелевскую премию еще рано. Он и так-то не старый человек, а уж для Нобелевской премии и вовсе. И в социально-политической борьбе против режима не замечен. Пелевин просто писатель, очень хороший писатель, но Нобелевскому комитету этого мало. Евтушенко. Вот он – идеальный вариант. Тут и социальное, и политическое, и возраст. И, знаете, не Харуки Мураками. Действительно очень достойный поэт. Правда, есть еще Распутин, есть еще Искандер. Есть писатели. Но Искандера нельзя – Абхазия. Распутина нельзя – «патриот». Так что...

Мы бы охотно дали бы премию – и Евтушенко, и Пелевину, но мы ведь не шведы. Да и ладно, и Танстремер тоже не плох.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Центробанк России обещает рост инвестиций в конце 2025 года

Центробанк России обещает рост инвестиций в конце 2025 года

Михаил Сергеев

Оценки регулятором бизнес-климата улучшились в октябре по сравнению с сентябрем

0
1318
Читающий октябрь  страшные рассказы

Читающий октябрь страшные рассказы

Марианна Власова

В городе на Неве прошел фестиваль «Книжный маяк Петербурга»

0
958
Пять книг недели

Пять книг недели

0
431
Как правильно сходить с ума

Как правильно сходить с ума

Игорь Сид

Игорь Лёвшин о термометрах, иероглифах, видеопоэзии и аудиобогатствах

0
1032

Другие новости