0
76
Газета Экономика Печатная версия

03.12.2025 20:40:00

Большинство транспортных строек в России не укладываются в запланированные сроки

Проектные организации не отвечают за некачественную документацию

Тэги: транспортная политика, транспортные стройки, строительный контроль, некачественная проектная документация


транспортная политика, транспортные стройки, строительный контроль, некачественная проектная документация Глава Минтранса Андрей Никитин рассчитывает на финансирование инфраструктурных проектов в объеме 5,9 триллиона рублей в ближайшие три года. Фото с сайта www.mintrans.gov.ru

Бюджетные расходы на объекты транспортной инфраструктуры в РФ можно назвать одними из самых непредсказуемых. Большинство направлений бюджетного финансирования не имеют точных проектов или смет. Поэтому почти 90% начатых транспортных проектов не реализуются в запланированные сроки, выяснила Счетная палата. А поскольку ресурсы казны ограниченны, то раздувание смет одних проектов ставит под вопрос реализацию других. При этом правительству приходится учитывать, что отсутствие транспорта закрывает перспективы развития для целых отраслей или направлений.

Российская Счетная палата проверила работу главного государственного заказчика всех транспортных проектов страны – федерального казенного учреждения «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» («Ространсмодернизация»). Этот госзаказчик отвечает за строительство и реконструкцию объектов почти всех видов транспорта – воздушного, морского, речного и железнодорожного. При этом аудиторы Счетной палаты обнаружили низкую эффективность от бюджетных вложений в транспортную инфраструктуру.

Во многих случаях сложное транспортное строительство в РФ идет в полном соответствии с пословицей «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». После выделения немалых бюджетных денег под красивые проекты вдруг выясняется невозможность строительства по исходным планам из-за разнообразных сложностей рельефа, геологической основы, мерзлоты, особенностей грунта или неучтенных водных потоков.

Так, за период проверки Счетной палаты должны быть сданы в эксплуатацию 65 транспортных объектов. Но по 57 из них сроки сдачи в эксплуатацию пересматривались. Другими словами, почти 90% бюджетных проектов развития транспортной инфраструктуры не завершаются так, как было изначально запланировано.

Основные причины несоблюдения сроков – низкое качество проектной документации, которую приходилось неоднократно корректировать, что, в свою очередь, приводило к удорожанию объектов, отмечают аудиторы. Они отмечают также недостаточные темпы производства работ, а также случаи банкротства подрядных организаций. Но ответственности за некачественную проектную документацию авторы, как правило, не несли. «Требования к проектировщикам о возмещении ущерба, причиненного некачественной проектной документацией, не направлялись», – отмечается в заключении Счетной палаты.

Во время реализации госконтрактов часто происходило завышение начальной или максимальной цены контракта, происходило завышение объемов авансирования работ, а также неправомерная приемка работ или объектов. «В целом выявленные нарушения и недостатки свидетельствуют о недостаточно экономном использовании бюджетных средств, некачественном планировании расходов, а также указывают на наличие резервов снижения цен на работы в рамках контрактов», – отмечает аудитор СП Елена Бойцова.

Поразительным оказались и результаты проверки того, как госзаказчик (Ространсмодернизация) ведет строительный контроль на объектах транспортного капитального строительства. Вместо необходимых по нормативу 1636 человек строительный контроль транспортных проектов по всем проверенным объектам вели только 80 человек. То есть вместо 20 контролеров от госзаказчика на объектах строительства появлялся только один. Из таких результатов проверки следует, что либо в России действуют неадекватные нормы строительного контроля, либо на местах он фактически не ведется со стороны госзаказчика. При этом речь идет о крупных объектах строительства, которые в принципе непросто контролировать. Так, многократная нехватка проверяющих отмечена при реконструкции судоходных шлюзов, строительстве судоходного канала, реконструкции аэропортовых комплексов, реконструкции береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного сообщения и других.

Всего с 2021 года на работы по 108 объектам из бюджета было потрачено 311 млрд руб. Но обнаружились случаи бюджетного финансирования тех проектов, по которым не было положительного заключения Минэкономразвития и которые должны были быть оплачены за счет внебюджетных средств. 

«Так, по объекту, предусматривающему строительство железнодорожного обхода Инкерманского монастыря, получено отрицательное заключение Минэкономразвития России. Однако в 2024 году на реализацию объекта доведено финансирование и заключен государственный контракт стоимостью более 15 млрд руб. В ходе проверки контракт расторгнут», – отмечается в заключении СП.

228-4-3480.jpg
Федеральный бюджет финансирует
модернизацию и расширение автодорожной
сети.  Фото с сайта www.newsvl.ru
Заметим, что в РФ запланированы весьма крупные расходы на нацпроект «Эффективной транспортной системы», которые многократно превышают масштабы последней транспортной проверки Счетной палаты.

«Главным механизмом реализации транспортной политики является масштабная государственная программа «Развитие транспортной системы», включающая 35 структурных элементов с общим финансированием 5912 млрд руб. на три года», – объяснял министр транспорта Андрей Никитин в Госдуме во время подготовки бюджета на ближайшие три года. По словам министра, значительное внимание уделяется развитию железнодорожной инфраструктуры. Среди приоритетов – софинансирование строительства высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург, а также развитие железнодорожных подходов к морским портам в составе Мурманского и Новороссийского транспортных узлов.

В официальной презентации транспортного нацпроекта в качестве одной из целей значится увеличение перевозок грузов в акватории Северного морского пути. Однако в среду газета «Коммерсантъ» сообщила о возможном отказе правительства РФ от строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, которая и должна была обеспечивать дополнительными грузами Северный морской путь. 


Другие новости