0
1875
Газета Культура Интернет-версия

18.09.2012 00:00:00

Современной опере – да, да, да

Тэги: опера, большой театр


В Большом театра прошла первая постановка «Лаборатории современной оперы»: жертв нет. Среди публики потери минимальные (среди действия зал покинуло от силы человек десять), композитора вызывали на поклоны и, кажется, в суд на Большой подавать никто не собирается. Да, что ставили: оперу Сергея Невского «Франциск».

Де юро это мировая премьера, де факто – большая часть оперы уже звучала (но не ставилась) на фестивалях в Германии и Италии, для московской постановки был написан финал. Но корни оперы все-таки в Москве: несколько лет назад Теодор Курентзис подал Невскому идею написать оперу о Франциске Ассизском для фестиваля «Территория», но тогда сотрудничество не сложилось. А идея проросла.

Василий Бархатов, руководитель «Лаборатории современной оперы», пригласил для работы над оперой режиссера Владимира Бочарова (еще студента) и художника Виктора Шилькрота. Они довольно точно почувствовали материал и сделали крепкий спектакль, который вполне может идти и в репертуаре Большого. На сцене – жилище аскета: кровать и стол. Франциск, умирающий, обессиленный, ненавидящий свое тело, ведет свой последний (или уже первый?) разговор с Богом. Монолог его (текст немецкого либреттиста Клаудиса Люнштедта) не прямолинейный, сбивчивый как поток сознания транслирует помимо солиста и группа чтецов, уже на русском. Святая Клара – или, периодически, мать Святого, или просто некая женщина, – пытается облегчить страдания Франциска, перевязывает раны и пытается накормить нехитрым супом, но проповедник нищеты не желает трафить голоду. Тем сильнее неожиданный и неоднозначный ход, когда он, уже, кажется, умерший, набрасывается на суп и с какой-то звериной неистовостью съедает его; и – душа его возносится. К Господу. Контратенор Дэниэла Китинг-Робертса и меццо Натальи Пшеничниковой, в силу близости тембра, практически проникают один в другой, наполняя друг друга.

На заднем плане находится трехэтажная конструкция; на первом уровне находится пластическая группа и чтецы, на втором оркестр, на третьем – хор. Так что музыканты парят в воздухе, ведомые дирижером. По краям сцены – две ударные установки, еще исполнители сидят на уровне бельэтажа. И вот пространство зала наполняется звуками – стуками, скрипами, шорохами, всхлипами. возгласами, воплями… Пространство оживает, оно начинает чувствовать – ледяной холод, ненависть и страсть, нежность и отчаяние, страх и надежду. Совсем молодой коллектив Questa musica и его руководитель и дирижер Филипп Чижевский (можно сказать, вчерашний выпускник консерватории) за две недели репетиций совершили чудо: исполнение было уверенным, материал был у музыкантов «в руках», ну а точность может в этом случае оценить только композитор – но и он, кажется, доволен. Так что можно смело отметить на нашей музыкальной карте еще одно имя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Ярослав Вилков

Эксперты поговорили о климатической повестке в России на языке биржевых инструментов

0
969
Битва за трубы

Битва за трубы

Виталий Барсуков

Как захватывали «Свободный Сокол»

0
2091
Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
2645
Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Екатерина Трифонова

Статус спецсубъекта не спасает от недоброжелательного отношения процессуальных оппонентов

0
2042

Другие новости