0
1679
Газета Культура Интернет-версия

14.01.2013 00:00:00

По большому счету

Тэги: театр, премьера


театр, премьера Каждый герой оценивает здесь все по-своему. Виктор Запорожский и Ефим Байковский в спектакле «Цена».
Фото с официального сайта Театра им. Маяковского

«Цена» Артура Миллера – одна из премьер нынешнего юбилейного сезона Театра им. Маяковского. К 90-летию новый худрук Миндаугас Карбаускис сам поставил пьесу Брехта «Господин Пунтила и его слуга», пустил в театр очередную молодую поросль и дал работу штатному режиссеру – мэтру и патриарху Леониду Хейфецу, который на Малой сцене поставил, можно сказать, легендарную пьесу Артура Миллера «Цена».

Хейфец – режиссер-легенда, во всех смыслах, и в хорошем, и в плохом. Всякий, кто интересовался историей советского театра, знает, что один из главных спектаклей оттепели – «Смерть Иоанна Грозного» в Театре Советской Армии, с Андреем Поповым в главной роли. Позже в Малом театре Хейфец поставил немало важных спектаклей: «Перед заходом солнца» с Михаилом Царевым, «Заговор Фиеско в Генуе», потом – снова в Театре Армии, куда Хейфец вернулся в перестройку. С Олегом Борисовым он поставил пьесу Мережковского «Павел I», собирался поставить «Маскарад», но Борисов заболел, покинул театр, и спектакль вышел с другим актером. Другой спектакль. А потом – точно что-то выключилось в нем самом, великое прошлое никто не зачеркивал, но о таланте постановщика, масштабе его приходилось судить по рассказам старших коллег, по их статьям, восторженным, подробным, а ведь не каждый спектакль – не то что стоит, а готов быть разложенным на слагаемые. Для этого ведь надобно, чтобы он был сложен из многих деталей, в принципе – сложен.

Он учит в ГИТИСе актеров и режиссеров, среди его учеников – такие разные Нина Чусова и Ольга Субботина, Артур Смольянинов и много других, он неизменно интересно проводит мастер-классы, рассказывая о внутренних пружинах чеховских пьес, при этом все как-то смирились с тем, что интерес к практическому театру в нем иссяк, просто – иссяк. Ведь режиссерское дело – такое, одною мыслью не обойтись, тут надо заразить всех своей жизненной энергией, а без нее – ничего не выйдет. И вдруг…

Впрочем, тут надо еще сказать, что Хейфецу сильно не повезло с предыдущей его работой в Театре Маяковского: в конце 2010-го он поставил на Малой сцене театра «Не все коту масленица», но тогда всех интересовало только одно: что, одолеют Костолевский с Филипповым Арцибашева, уйдет он или нет, а если уйдет, кого назначат новым главным? До премьеры ли было?! Так и прошла она, неувиденная и неоцененная.

Между тем эти два спектакля можно соединить некоей смысловой дугой вроде легато, поскольку в том и в другом – примерно одна мысль занимает постановщика: это тема – цены жизни, вопросы принципа и финансового измерения человеческой принципиальности. Плюс к тому – одну из главных ролей там и тут играет Виктор Запорожский. В труппе Маяковки он без малого 30 лет, но главные роли получил едва ли не впервые. Театр – такое вот место, несправедливое.

«Цена» Миллера – пьеса бенефисная, может, такого замысла не было у драматурга, но такой уж она вошла в репертуар. В Москве сегодня, в бенефисном спектакле Вахтанговского театра «Пристань», Владимир Этуш выбрал для себя сцену из «Цены» и играет Грегори Соломона. В этой роли можно больше выпячивать еврейство героя, делать рельефным акцент, будет, конечно, смешнее, – Ефим Байковский в спектакле Хейфеца играет аристократа, элегантного антиквара, хотя еврейская щепетильность, имеющаяся в роли, вся здесь. Это такая странная щепетильность с размахом – человека, который на старости лет давно уже знает цену всему и – бесценок вещей перед истечением жизни. 84-летний актер, показалось, тут вкладывает в роль какие-то личные ноты и соображения.

Сцена, и без того небольшая, так заставлена, вернее, от пола до потолка завалена мебелью, что актерам приходится играть на расстоянии уже не вытянутой руки от первого ряда зрителей. Тесно. Тесно и всем обидам, которые копились в семье Францев, брата-полицейского (Александр Андриенко) с его практичной женой (Татьяна Аугшкап), брата-врача, успешного, хотя такого же несчастливого (Виктор Запорожский).

Как и в «Не все коту масленица» режиссер так плотно, как здесь эти стулья на сцене, разложил все слова и мысли и чувства героев, так подробно (даже образ яблоку негде упасть кажется размашисто-неточным!) все проговорил и разобрал, что удовольствие доставляет игра каждого. Взгляды, паузы, вдохи-выдохи – это тот самый старый психологический театр, смерть которого так торопятся объявить сегодня, спеша наконец вызвать похоронные команды… И команды стоят в боевой готовности… А театр этот – жив, вот он, во всей, как говорится, красе. Полнокровный, живой и здоровый. Неисчерпаемый. Театр – искусство, которое ценит иронию, но и без некоторого пафоса ему, случается, не обойтись. Тут он уместен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1003
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2831
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1598
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1966

Другие новости