0
2595
Газета Культура Печатная версия

03.06.2013 00:01:00

Психологией искусства нужно заниматься во дворце

Основной проект 55-й Венецианской биеннале открывают «Энциклопедический дворец» и манускрипт Юнга

Тэги: биеннале, венеция


биеннале, венеция «Венецианцы» Павла Альтхамера. Главные герои Биеннале. Фото автора

В субботу для публики открылась 55-я биеннале в Венеции. До конца ноября не только Джардини и Арсенале, где размещаются основной проект и большинство национальных павильонов, но и весь город отданы во власть современного искусства – за свои страны отвечают 88 проектов и еще параллельная программа. 

Главную фестивальную выставку в этот раз поручили самому молодому – ему около сорока – за биеннальную историю куратору Массимилиано Джони, руководителю выставочных проектов Нового музея Нью-Йорка. В свой проект «Энциклопедический дворец» он позвал больше 150 художников из 38 стран, почти вдвое больше, чем прежде. Впрочем, количественные показатели в творческих делах, не главные, в чем в очередной раз убедила раздача слонов, то есть традиционных биеннальных статуэток львов.
 
Джони выбрал довольно нетривиальный путь – не стал, например, по новой моде акцентировать злободневные политические моменты, на которые любит откликаться contemporary art.  Он сделал гигантскую, как энциклопедия, подборку часто очень неожиданных работ, объединив признанных – вроде Синди Шерман или Брюса Наумана – с начинающими. Тех, кого давно нет (таких здесь много, и это тоже одна из особенностей нынешнего смотра), с относительно недавно сделавшими первые шаги на художественной сцене, профессиональных художников – с самоучками, с нехудожниками (часть «Дворца», расположенную в павильоне в Джардини, открывает иллюминированная на средневековый манер «Красная книга» Карла Густава Юнга) и аутсайдерами. Здесь строят храм и показывают интерьеры домов, делают напоминающие древние изваяния скульптуры или и вовсе переводят расхожие представления о мире на язык глиняных игрушек, как Петер Фишли и Давид Вайсс. Вот они лепят, как Брунеллески, перед которым на столе последовательно стоят три разнокалиберные посудины, изобретает перспективу, а вот совсем повседневное: истерзанный кусок глины под заглавием «Между уверенностью и сомнением». 

Арсенальный раздел стартует «Энциклопедическим дворцом» Марино Аурити – это макет многоярусного здания, которое он в 1955-м задумал сделать могучим депозитарием свершений человеческой мысли, чтобы тот вознесся над Вашингтоном на 700 м. Стоит ли говорить, что утопия была обречена – но в новые прагматичные времена Джони к ней вернулся и сделал созерцательную, рассчитанную на долгое всматривание (не зря ему полюбился московский художник Виктор Алимпиев с видео «Корона», вместе с Евгением Козловым и Николаем Бахаревым, он – один из трех российских участников главного проекта) экспозицию о том, как работает воображение, какие и откуда оно получает импульсы. За энциклопедичностью оказывается стремление создать картину мира, где минералогическая коллекция сосуществует с рисунками Рудольфа Штайнера (чья антропософия серьезно влияла на многих художников), где Книга Бытия, переведенная Робертом Крамбом на язык комикса, соседствует с терракотовыми объектами, созданными руками родившегося с аутизмом Синичи Савады. В желании так долго бродить по чужому подсознанию есть что-то сюрреалистическое. Недаром экспозиция полнится и причудливыми космологическими работами, где эта самая космология нередко оказывается с сильным замесом сексуальных мотивов. 

Выставка, словно подводящая итоги XX века – с родившимся у него интересом к психологии и к психике, к маргинальным художникам – очень современна. Она про расширение границ сознания, а главное – про воображение как интерес не только к себе – к другому. И становится понятно, почему Золотого льва вручили биеннальному дебютанту, павильону Анголы. Ее «Луанда, Энциклопедический город» тоже задается вопросами об идентификации, о рождении образа конкретного города, и вот зрители ходят по выставке да собирают лаконичные постеры этого места – что характерно, в Палаццо Чини, среди старого искусства.
 
Серебряного льва отдали молодой художнице, участвовавшей в основном проекте Камилле Энро. Золотой лев для лучшего художника отправился к Тони Сегалу, он все для той же главной выставки придумал перформанс, где через пластику и голос между людьми разного возраста передается знание.   
Венеция

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин занял максимально жесткую переговорную позицию

Путин занял максимально жесткую переговорную позицию

Иван Родин

По итогам референдумов спецоперации присвоен статус священной войны России с Западом

0
1822
НАТО не спешит с приемом Украины

НАТО не спешит с приемом Украины

Юрий Паниев

Североатлантический альянс и G7 не признают новые территории России

0
1427
Обращение президента РФ Владимира Путина 30.09.22 (текст и видео)

Обращение президента РФ Владимира Путина 30.09.22 (текст и видео)

0
2651
Столото и обман: как пользователи попадают в ловушку лотерей

Столото и обман: как пользователи попадают в ловушку лотерей

Виталий Барсуков

Почему в отзывах реальных пользователей лотерей есть обвинения Столото в мошенничестве и обмане. Разбираемся, где правда, а где ложь

0
1572

Другие новости