0
3349
Газета Культура Интернет-версия

03.10.2013 00:01:00

От каменных баб до путешествия цесаревича Николая

Тэги: флоренция, выставка, русский авангард


флоренция, выставка, русский авангард

«Русский авангард, Сибирь и Восток» - таково заглавие экспозиции, разместившейся в Палаццо Строцци. В конце XV века семья Строцци возводила его в пику властвовавшим Медичи и сделала самым большим в городе, пусть даже ценой собственного финансового краха. Выставка тоже в некотором роде про противостояние и рассказывает о том, как много для художников – не только, кстати, авангардистов Малевича, Кандинского, Гончаровой или Филонова, но и Бакста, и Конёнкова, и Ватагина с Коровиным – значили Восток и древние культуры.
Странное «откровение» для обзора, но самое сильное впечатление от итальянского вернисажа было – они смотрят выставку. Ну просто мы как-то привыкли, что вернисаж – чтобы пообщаться. А тут, отстояв после торжественных речей в соседнем Odeon Cinema очередь на вход в Палаццо Строцци, оставив двор с фуршетом на потом, люди устремились к картинам-скульптурам. И даже читали экспликации. Это правда удивительно, и тебе, успевшему разглядеть все загодя, почти неловко и завидно, что вот сейчас у них момент первого открытия, а ты лишь наблюдаешь за этим.
Кураторы Джон Боулт (США), Николетта Мислер (Италия) и замдиректора Русского музея по научной работе Евгения Петрова привезли во Флоренцию вещи из ГРМ, Третьяковки, Этнографического музея и Музея искусства народов Востока, Российской национальной библиотеки и наших региональных музеев. «Русский авангард» в заглавии – во многом условность, то есть выставка шире. До 19 января здесь показывают не то, что зовется модным, но мало что значащим словом «атмосфера», а культурную среду.
Встречают вас жаркие желто-синие «Гиены» Сарьяна, ночные волки малоизвестного Алексея Степанова и, как артиллерийские залпы, «Черный круг» Малевича, «Черное пятно» Кандинского и непривычная абстрактная «Пустота» Наталии Гончаровой (это единственная работа, которая уже скоро вернется в Третьяковку на ретроспективу художницы). А в центре – жирной точкой – каменная баба X–XIII веков. Собственно, выставка о том, как, в частности, и из этой далекой точки спустя время разрастется другая художественная вселенная, где пустота на картинах авангардистов (и похожая на расползающуюся лужицу гончаровская «Пустота») уведет в новое пространство, иное переживание мира.
Николетта Мислер говорит, что мысли о таком показе появились еще году в 1985-м: «Мы захотели сделать выставку об истоках авангарда – фольклорные вещи, кружева и всякие такие предметы. Она прошла в Бохуме, но не в том объеме, как хотелось. Потом я предложила Неаполю выставку  о Кандинском и шаманизме, и мы с Аллой Повелихиной из Петербурга работали над ней много лет. Она, Повелихина, говорила про шаманизм не у Кандинского, а у петербургских художников – Матюшина, например. С этим в итоге тоже не вышло». Потом в Неаполе в
2008-м Николетта и ее коллега Лючия Тонини в 2011-м организовали две конференции о влиянии шаманизма и Востока на русскую культуру. «Ну, вот так все как-то и выросло в эту выставку, – продолжает госпожа Мислер. – Мы встретились с Джеймсом (Джеймс Брэдберн – нынешний директор Фонда Палаццо Строцци. – «НГ») и говорим: «Джеймс, возвращаемся к нашей первой идее?» – «Давайте, будем делать большую выставку». Евгения Петрова вспоминает посвященную авангарду и народным корням экспозицию начала
1990-х, «которую показали впервые тоже не в России, но потом и у нас. Ведь многие художники собирали и лубок, и деревянную игрушку, и иконы», и в тот же ряд вписывается показ «От иконы до Малевича», прописавшийся в 2011-м в Палаццо Питти.
Говоря о русском авангарде, всегда добавляют про сезаннизм и влияние футуризма с кубизмом. Само европейское искусство конца XIX – начала XX века засматривалось на Японию и Китай, и это тоже понятный сюжет. Сейчас кураторы выбрали более непривычный маршрут и, вновь задавая вопрос: «Запад или Восток?» – шагнули на Восток. Время с 1890-х по 1930-е, вокруг Первой мировой войны и Октябрьской революции, время «Весны священной» и блоковского «Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы» с Россией-сфинксом «с древнею загадкой», когда все начало вертеться и переворачиваться, когда одна голова орла тянулась к Европе, а другая уткнулась в хтонические дебри своей истории, когда деликатную поступь мирискусников заглушил бег авангарда, когда Русско-японская война не остановила увлечения Востоком (один из разделов экспозиции так и называется «Япония – возлюбленный враг») – когда по иронии истории снова как будто вернулось летописное «земля наша велика и обильна»… (Это ничего, что, скажем, Гончарова бОльшую часть жизни провела во Франции). Рядом с древнегреческой корой из «Древнего ужаса» Бакста стоит каменная баба, рядом с расписным шаманским бубном хакасов – тоже условное, будто ритуальное пространство ларионовского цикла «Времена года», рядом с ритуальной маской коряков – как сводная сестра, «Голова» Малевича.
Путешествие 1890-х цесаревича Николая на Восток, вернее, сперва в Грецию, а потом в Индию, на Цейлон, Яву, в Японию и Китай, и по Сибири – стало отправной точкой выставки. Одним из импульсов эпохи, прислушивавшейся к полифонии мира. Шаманизм, теософия, просторы неосвоенных имперских пространств и мир, сфокусированный в букве какого-нибудь китайского каллиграфа, китайские изящные гравюры (подобные Ларионов показывал на первой выставке лубков в Москве в 1913-м) и рядом похожие, только уж фоном вошедшие, расширившие пространство натюрморта Гончаровой или «Семейного портрета» Петра Кончаловского. Художники хрестоматийные и малоизвестные, авангардисты, символисты и те, кто сам по себе и даже во втором ряду, от crеme de la crеme – эскизов Бенуа к «Соловью» Стравинского для дягилевских «Русских сезонов» или картин Филонова с его особой оптикой «знающего глаза», что созерцает космос в движении – до сибирских оберегов и скульптурок Михаила Матюшина, буквально «танцующих» от пластики древесных корней. Но – важно это сказать – здесь не поток кураторского воображения. Жанр выставки, пожалуй, можно назвать монографией-шоу, и в лучшем смысле слова. Четко выстроенная по разделам почти энциклопедия, не норовящая обратиться в энциклопедический словарь, изящно обыгрывающая именно визуальные акценты и рифмы. Жаль, что жаждущие национальных героев чиновники от культуры не прилагают усилий, чтобы привезти эту экспозицию в Россию целиком, а не в виде возвращающихся по домам-музеям работ.    

Флоренция–Москва



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
788
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
892
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
768
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
628

Другие новости