Из вала открывшихся перед каникулами выставок мы выбрали несколько, и объединяет их, пожалуй, одно – они проходят в небольших некоммерческих пространствах. Хотя есть еще один момент – две работы были на Венецианской биеннале, архитектурной и художественной. Ну а главное, эти разные проекты показались любопытными, хотя вполне могут остаться в тени крупных музейных показов. По 10-балльной шкале оцениваются идея выставки, выразительность произведений и вид экспозиции (кураторское дело), то есть ансамбль работ, если он сложился.
1. Лаборатория льда
LABORATORIA Art & Science Space, до 15 февраля
Куратор: Дарья Пархоменко
Спецпроект V Московской биеннале современного искусства
Концепция 10
Визуальный ресурс 9
Экспозиция 8
Laboratoria Art & Science запускает серию проектов, где художники работают бок о бок с гляциологами, океанологами и антропологами. Если все пойдет по плану, летом они собираются на Землю Франца-Иосифа и в начале 2015-го покажут в Манеже отчет. Нынешняя выставка – о льде, Арктике и Антарктике. И об уязвимости этих мест. Здесь не только фотографии с величественными красотами, как у Михаила Розанова. Марко Пелихан с Мэтью Бидерманом показали переносную научную станцию CDPDU, в режиме реального времени собирающую спутниковые данные для мониторинга толщины морского льда и изучения состояния не только океана. Дмитрий Морозов (проект ::vtol::) установил «Криофон» – трубы, издающие любопытные звуки, – если коротко, то за счет реакции сухого льда с водой. А Александр Пономарев, Алексей Козырь и Илья Бабак привезли сюда инсталляцию «Архитектура Миражей» (с ней они представительствовали за Украину на 13-й Венецианской архитектурной биеннале 2012-го). Здесь на видео, в рисунках и макетах – сооружения, реагирующие на изменения в атмосфере, одно из которых, например, «покрыто» паром. Это разом и научные суда, и музей Антарктиды.
27 баллов
2. Стефанос Цивопулос. История Ноль
Stella Art Foundation, до 2 февраля
Куратор: Сираго Циара
Концепция 9
Визуальный ресурс 9
Экспозиция 7
С этим видеотриптихом Стефанос Цивопулос был резидентом павильона Греции на завершившейся недавно 55-й Венецианской биеннале. Кризисная Греция толкует о наболевшем – о круговороте денег в жизни и в искусстве. Афроамериканский иммигрант шныряет по Афинам в поисках еды. В доме, забитом произведениями искусства, облачившаяся в кимоно дама с деменцией мастерит оригами – букеты из купюр евро. И есть еще художник, не принадлежащий ни к одному из этих социальных полюсов, – он приехал творить, но вдохновение как назло не идет, вот он и мается, слоняясь по городу и снимая на iPad все подряд. Короткие и, кстати, с хорошей операторской работой сюжеты в итоге будут увязаны друг с другом. Ко всему этому прилагаются тексты про варианты неденежных обменов – «Альтернативные валюты. Архив и манифест».
26 баллов
3–4. Поленово+
ЦТИ «Фабрика», до 26 декабря
Идея: Ксения Никольская, куратор: Евгения Гершкович
Концепция 9
Визуальный ресурс 9
Экспозиция 7
Удивительно, что посвященную 170-летию Василия Поленова, которое отметят в будущем году, выставку показывают на площадке, где привычно видеть актуальное, экспериментальное искусство. Нарушения «правил» – интересная тема, а сейчас – еще и повод лишний раз вспомнить об относительности этого пресловутого понятия «актуальное искусство». Вернее, камерный показ посвящен Поленову «через голову» его усадьбы и музея Поленово. В зале – фотографии Юрия Абрамочкина, Виктора Ахломова, Юрия Кавера, Никиты Машкина (и не только их), чередующие монохром с цветом, усадебные будни последних десятилетий века XX и начала XXI-го и экскурсии, что о Василии Поленове читали его потомки, работники музея, – с праздничными елками и поэтичными снимками окрестных пейзажей. В общем, тут про атмосферу. Она – в деталях. И вот в фокус попали пробирающиеся по снегу на елку школьники – Дракон и Снегурочка с зайчихой, поддерживающие длинный драконий хвост.
25 баллов
3–4. Как не растаять
Миф о Снегурочке в искусстве и на экране
Государственная галерея на Солянке, до 23 января
Автор экспозиции: Катя Бочавар, куратор анимационной программы: Павел Шведов
Концепция 9
Визуальный ресурс 8
Экспозиция 8
Организаторы окрестили свое деяние «главной зимней выставкой», рассчитанной на аудиторию «от хипстеров до министров и от гастарбайтеров до православных старушек». Очередной новогодний проект, а тут их готовят ежегодно, – коллаж жанров и эпох. От портретов исполнявших партию Снегурочки оперных певиц (например, Маргариты Эйхенвальд) до хроники 1945 года, где юных ленинградцев приветствует плакат и где Снегурочка ассоциируется уже не с Островским, а с общественными празднованиями Нового года на елках. От «Снегурочки» Павла Кадочникова до сегодняшних фильмов и мультфильмов. От созданного Катей Бочавар театрального зала с костюмами Снегурочек (ничего похожего на то, о чем можно подумать, но красиво) и видеопроекциями, на которых современные актрисы в тех самых костюмах примеряют на себя роль Снегурочки, – до «Бикапо» художника и музыканта Германа Виноградова. В отдельной комнате парит кинетическая конструкция, сделанная из обруча и нитей с трубочками: дотронешься до одной – она цепной реакцией качнет остальные, и все это зазвучит. Раздражают ставшее было умиротворенным сознание только ютубовские ролики с отвязными современницами, потерявшими тормоза в роли понятно кого на корпоративах и дома. Но организаторы пошли на это сознательно.
25 баллов