0
2700
Газета Культура Интернет-версия

24.03.2014 00:01:00

Музей Москвы хочет быть не местом острых тем, а форумом

Тэги: музей москвы


музей москвы

Чуть меньше года назад Алина Сапрыкина пришла из Artplayв Музейное объединение «Музей Москвы». О том, что за это время уже произошло и будет происходить дальше, и о том, как институция собирается отражать современную жизнь, она рассказала корреспонденту «НГ» Дарье Курдюковой.

- Алина, когда вы пришли в музей, заговорили о реконструкции, какая-то конкретика появилась?

- Проведено комплексное обследование территории Провиантских складов, и уже готов проект реставрации, поэтапно рассчитанной на два-три года - без закрытия музея. В 2014-м у нас по плану реставрация кордегардии (это 200 кв. м, хотим там потом открыть детский центр) и одного выставочного зала в корпусе со стороны РИА Новости (около 2000 кв. м) - то, на что сейчас выделены средства. В нашем случае памятник приходится спасать - он был перестроен, когда здесь были гаражи Генштаба, появились, например, дополнительные этажи и пандусы внутри трех корпусов, много чего пострадало. Памятнику архитектуры необходимо вернуть исторический вид. У нас ведь, например, в части, где кинотеатр, сохранился старейший в Москве потолок с деревянными балками. Одновременно мы будем заниматься проектом приспособления зданий под современный музей, чтобы в них можно было разместить новую постоянную экспозицию и все остальное. Его пока нет, мы ждем выделения городом средств, и если все сложится хорошо, объявим международный конкурс.

- Кого хотелось бы в нем видеть?

- Мы хотели бы работать с английскими компаниями, которые сотрудничали с Британским музеем, с Tate Modern, с Музеем Виктории и Альберта, и есть компании, которые работали не только в Европе, но и, скажем, в Музее Сингапура, в Музее Катара. Также хочется привлечь компании, которые мы знаем, и из Франции, и из Штатов. Ведем переговоры с парой московских музейных проектировщиков, с одной перспективной питерской компанией. При этом, мне кажется, необязательно иметь звезд вроде Нормана Фостера или Захи Хадид - важно дать поучаствовать и молодым, потому что архитектура памятника является определяющей в техзадании. Нам нужен бережный диалог с памятником.

- И вы не будете закрывать музей, чтобы не потерять зрителя?

- Музей переехал сюда из храма на Новой площади, для публики это всегда болезненно, и туда до сих пор приходят люди и спрашивают про музей. А Провиантские склады вообще были долгое время закрыты. Даже у людей, живущих рядом, остался какой-то комплекс по отношению к закрытости территории, поэтому нам важно заявить о себе. Прошлым летом мы открыли ворота и превратили двор в общественное пространство, и за лето только на наши уличные мероприятия прошло больше 100 тысяч человек. В этом году тоже планируем проводить летние мероприятия во дворе.

- Есть договоренности о финансировании с московским правительством?

- Все зависит от концепции, от эскизного проекта, который мы предложим.

- Попечительский совет будете создавать?

- Да, как только определимся с текущими моментами по реставрации и ближе к проведению конкурса по приспособлению комплекса.

- А как будет завершаться постоянная экспозиция? Как показать современность и сегодняшнюю улицу поместить в музей, чтобы она не задохнулась - с помощью, например, полюбившихся министру культуры Владимиру Мединскому мультимедиа?

- Не факт, что это должна быть погружающая в то или другое время машина времени. Можно собрать все по другому принципу - показать развитие города как градостроительный проект. Или рассказать о Москве через историю повседневности. Или через личные истории горожан. Или - и здесь как пример интересна недавняя церемония открытия Олимпиады в Сочи - отметив важнейшие культурные события столицы. Или выбрать события, которые выглядели как развилки времени…

- Точки бифуркации…

- Точно. Лично для меня это самое интересное - почему происходил выбор в ту ли другую сторону, как последовательность выборов приводит к определенному - в итоге сегодняшнему - состоянию.

- Вы возвращаетесь к истории через отдельных людей - в вас говорит философское образование, вы ведь экзистенциализмом занимались?

- Да, может быть, и это. Но что очень часто поражало в России иностранцев? Контрастмежду достоинствами ума и духа лучших граждан, высокими моральными качествами народа, позволяющими переносить бедствия и побеждать в решающих войнах, то есть «душой», как они это называли, и – бытовой, социально-политической жизнью.

- Какие у музея экспозиционные площади?

- Общая площадь 22 тыс. кв. м, и предварительно можно говорить о том, чтобы в центральном корпусе оба этажа отдать под постоянную экспозицию (получается примерно 3-4 тыс. кв. м), открыв в него вход с Садового кольца. Два боковых корпуса дают еще по 2 тыс. кв. м на первых этажах для выставок и проектов по истории, культурному наследию, урбанистике, экологии, современному искусству, субкультурам и т.д. Раньше наш музей был музеем истории, сейчас это музей комплексного типа, рассказывающий и об истории города, и о современной Москве. За 117 лет музей накопил фонды в 1 млн. единиц хранения - тут археология, изобразительное искусство, фото, фильмы, архивные документы, предметы быта и одежда, городские макеты…

- Ваш фонд весь изучен, каталогизирован или можно ждать каких-то открытий?

- С фондами все сложно, после переезда музей только приходит в себя, у нас идет сверка, научная инвентаризация, работа над созданием единого фотоархива. В музее 35 коллекций, они выделены по материалам, и 20 хранителей - с августа 2013-го мы отбираем самые интересные вещи – результатом будет каталог, частично выложенный на нашем новом сайте, когда он появится.

- А собрание пополняется?

- Да, за счет разовых приобретений и даров, такая традиция существовала в музее с самого начала, и сейчас у нас около 400 личных коллекций. Например, Бахрушиных, Ураносовых, Сырейщиковых. Это огромные московские династии купцов, дворян, разночинцев. В каждом личном фонде около 1000 предметов, объединяющих несколько поколений одного рода. На основе фондов легко можно проследить историю московского дворянства и купечества. Преимущественно дореволюционный фонд – это документы, дневники, фотографии. Есть небольшое количество личных предметов – одежда, трости, портсигары. Из последних поступлений - это мебель Сергея Лемешева, часть коллекции Людмилы Гурченко.

- Нередко новый руководитель частично меняет команду, вы работаете с существующей командой или привели с собой людей?

- Я готова работать со всеми и опираюсь на команду, которая была в музее, я просто подхватила это дело, чтобы придать ему новую форму, содержание ведь в музее уже есть. Вопрос о коренных переломах не стоял. Музей города - особое явление, хотя в мире массово они стали возникать только в 1960-70-е и даже позже. А нашему музею 117 лет, он менял названия (начиная с Музея городского коммунального хозяйства) и площадки (начиная с Крестовских водонапорных башен, Сухаревой башни и т.д.). Теперь, накопив фонды, опыт, разворачиваясь в грандиозном памятнике архитектуры, музей имеет шанс стать одним из лучших, для чего мы, конечно, заново должны привлечь людей и по-новому сориентировать свою деятельность, но главное - интересно представить Москву, история которой противоречива и разнообразна.

- Вы хотите показать противоречия?

- Мы будем стремиться подчеркнуть собственную идентичность.

- А какие у вас любимые городские музеи?

- Они все очень разные. Музей Лондона, Музей Берлина, Музей Нью-Йорка, устроенный как культурный центр, Музей Амстердама, в Париже Музей Carnavalet и Арсенал ( особенно интересно, если их соединить вместе), Музей Вены, который очень активно работает с современной культурой, с этническими вопросами, с гендерными и социальными темами. Но мы не должны повторять.

- Музей должен не отставать от времени. Вместе с тем, он подведомственен столичному правительству. Опыт «Манежа» показал, что современное искусство, например, показывать можно, но если это не противоречит планам правительства, из-за, чего, собственно, там были сбои с некоторыми выставками. Насколько широко вы можете показывать современное искусства, часто с социально-политических позиций выступающее критически?

- Мы институция, работающая в области культуры, а не политики. Нам хочется стать не местом для острых тем, а объединяющей площадкой, переводящей противоречия в плоскость дискурса, своего рода городским «форумом». Часто проблема в том, что люди у нас плохо слышат друг друга, даже сам факт иного мнения воспринимается негативно, а до спора и поиска лучшего решения дело вообще не доходит.

- Что из выставок вы покажете в этом году?

- Сейчас идет выставка «Наверху», где представлены Константин Звездочетов, Павел Пепперштейн, Айдан Салахова, Сергей Братков и другие - все работы расположены действительно наверху (на потолке и ближе к нему), а выставка эта об ощущениях в современном городе, где сложно быть идеалистами, поскольку город приземляет. Без современного искусства сегодня будет неполное представление об окружающем мире. И мы работаем на аудиторию всех возрастов - делаем, например, экскурсии для пожилых людей и получаем обратную реакцию: когда есть коммуникация и понимание, исчезает неприятие. В мае у нас в планах граффити-выставка, в которую мы пригласили молодых кураторов Зака Кахадо и Джабаха Кахадо.

- Не подумала бы, что они станут делать выставку про урбанизм - они вроде больше по части fashion-направления…

- После сотрудничества с Московским музеем современного искусства они стали исследовать городские темы. Не так давно Москва объявила себя пространством, открытым для граффити в новых общественных пространствах, арт-кластерах, бывших промзонах и т.д. – а потом это искусство приходит в музей, как везде в мире это происходит.

- Как ретроспектива Паши 183 на Гоголевском.

- И как запланированная на сентябрь выставка Бэнкси в Манеже. Кахадо пригласят и иностранных художников, а главное, это будет проект с включением старых фотографий города прошлого и нынешнего, с граффити. В этом будут участвовать наши научные сотрудники, а у нас многие работают по 20 лет и больше, и в этом проекте, надеюсь, реализуется важная преемственность опыта. Летом у нас пройдет IV Биеннале молодого искусства, ее куратором будет Дэвид Эллиот. Осенью мы откроем выставку Александра Виноградова и Владимира Дубосарского – конечно же, о Москве. А к концу года готовим проект о городской моде 2000-х «Мода. Нулевой отсчет» с привлечением дизайнеров типа Дениса Симачева, Гоши Рубчинского, Вики Газинской, с Мирославой Думой в качестве сокуратора. Через новые проекты мы хотим привлечь новую аудиторию, привить ей интерес к истории.

- А какие будут проекты по истории?

- Исторические выставки и современные - будут идти параллельно. Сейчас проходит немного ностальгическая выставка «Капсулы времени: женская версия» - публицист Евгения Пищикова, кстати, поучаствовала в ней и написала замечательные тексты к каждому времени из жизни москвичек, о которых мы и рассказываем. Летом откроем масштабную выставку о Первой мировой войне. И выставку к 700-летию Сергия Радонежского. А ближе к концу года хотим сделать проект о советском детстве – речь пойдет о реконструкции, воспроизведении знакомых ощущений.

- Почти год прошел с тех пор, как вы пришли в музей…

- Ну, девять месяцев пока.

- Да, символично. Если говорить о ваших личных итогах, разочарований не было, например, от того, что музейная жизнь менее динамичная по сравнению с той, что была в Artplay?

- Я человек из академической среды и всегда была очень внимательна к классике, к истории. Случилось так, что я занималась очень успешными и актуальными культурными площадками - и Artplay, и «Гаражом» - причем начиная с их запуска. Сейчас я стараюсь просто использовать этот опыт. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
906
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2602
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1500
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1862

Другие новости