0
3416
Газета Культура Интернет-версия

02.06.2014 00:01:00

О да, не про Европу

Тэги: выставки, вернисажи, винзавод. современное искусство


выставки, вернисажи, винзавод. современное искусство Танец маленьких полицейских. Фото автора

Вечер вернисажей на Винзаводе, кажется, оживил впавший в некоторое оцепенение Центр современного искусства. Выставки можно посмотреть в течение месяца.  

Здесь снова стало очень людно и – живо, как когда-то, когда каждый вернисажный вечер был событием. Но на этот раз в Сыромятнический переулок в формате pop-up позвали и гостей – Open Gallery, MSK Eastside Gallery и запомнившуюся больше всех галерею «Триумф», которая показала сборную трэшевую выставку, где были и рисунки братьев Чепмен, и карта мира «Тайная Вечеря» Дэмиана Херста. В цех Красного инсталлировали digest коллекции Олега Чиркунова – произведения Александра Бродского, Хаима Сокола, Дмитрий Гутова, группы Recycle, многих персонажей арт-сцены. И разные герои арт-сцены – тот же Дмитрий Гутов – с подачи ярмарки VIENNAFAIR сами стали проводниками вечера, фланировали по Винзаводу как экскурсоводы. Возвращаясь оттуда, пытаешься систематизировать оптовый запас впечатлений – если брать большими гранями (и неминуемо опускать какие-то детали), у меня получилось, что, с одной стороны, оказалось несколько рассчитанных на быстрый визуальный эффект проектов про тело, про его восприятие, про эротику. Долго ничего не было слышно (и видно) от Aidan Studio, и вот сейчас тут показали «Тайное занятие»: в основном внушительные картины с нагими женскими телами – тайное от Дубосарского и Виноградова, Георгия Пузенкова, самой Айдан Салаховой… и понятно, почему заранее тут наотрез отказывались и рассказать о проекте, и прислать хоть какие-то поясняющие фотографии. В новой AFTER:SIX Gallery Маша Янковская показала графическую «Кинесику» – тоже дамы, пусть и (почти) одетые, зато в замысловатых позах, но, в общем, простенько. А с другой стороны – XL Галерея, галерея Марата Гельмана с проектом «Культурный альянс» и «Риджина» с выставками про пейзаж, про политику, про ощущение современности.

Так вот современный российский пейзаж дышит изобилием понятных человеку простых вещей. Как на продажу, выставлены под пляжным зонтом пятилитровые тары с синей, как «самое синее в мире Черное море мое», водой в «Озимых» Ирины Кориной (в XL Галерее). Уютом мелко нарезанной новенькой плитки отзывается «Развирт Развиртуализаци» Ивана Тузова (у Марата Гельмана) – разве что вместо цветов-лебедей тут «большие», как в монументальном мозаичном искусстве, сюжеты. Политическая сатира, камерный пейзаж с мыслями о большом. А вон там, в «ЗаговОре» Сергея Браткова (в «Риджине»), на неведомых дорожках лягушки на ветвях висят. Россия вовсе не Европа. У нее особенная стать.

Пришедшая в contemporary art из театра (и театра не оставившая) Корина строит инсталляцию, как декорации. И зритель чувствует себя там некомфортно. Слишком напоминает арену (пред)военных действий. Местный пейзаж населяют палатка, внутри которой пусто и пахнет сеном, но сшита она из полотнищ с фотографиями, похоже, каких-то заседаний, напротив нее «укрепление» из мешков, в нем стоит напоминающая крохотную то ли придорожную часовню, то ли киот витрина. Внутри крутятся маленькие автомобили с флагами. А в центре мирозданья – дозорная вышка с хлипкой лесенкой и с исполинских размеров волчьей мордой (оруэлловское Big Brother is Watching You?). Из ее пасти «скалится» человеческое лицо, обложенное поминальными красными цветами.

Сергей Братков часто берется за социальные мотивы. На новых фотографиях – вроде бы и не социальное, снова пейзаж, притом почти безлюдный. Человек появится однажды, хотя его присутствие в «Заговоре»  – в повисших на ветках сапогах, в съезжающей с ветки же игрушечной армейской машине. Снимки фрагментов среднестатистического пейзажа средней полосы лежат даже на полу, «примятые» комьями земли, их начинаешь обходить, осторожничая, стараясь не наступить. А ничего вроде бы не происходит – гнетущая атмосфера ожидания. Но пейзаж вдруг выдает на-гора последовательные кадры полыхающего пожара, надвигающейся грозовой тучи и человека в черном, который бежит, пытаясь остановить катящееся вниз колесо. Так и остается эта «точка» жеста – шина да повисшая над ней в воздухе рука. Другая «точка» – как в красном углу висящая деревянная круглая крышка, накрытая черным полотном и с надписью «Пути распути/ Лучи разлучи/ Плеть расплети/ Топь утопи». Не заговор – заговор. Умение заговорить кого-то среднестатистическим и до потери сознания…

В связи с «Развиртуализацией» Ивана Тузова из петербургской группы PARAZIT в пресс-релизе Дмитрий Пиликин пишет о «привкусе эстетики советского монументального искусства». Потому что мозаики. Правда, тессеры-кубики напоминают и плитку-мозаику в ванной и на кухне, перенося условное место действия с общественного пространства в «пейзаж» усредненной частной квартиры. Вперемешку с зайками и Чебурашками «Лебединое озеро» танцует полиция, паясничает вождь мирового пролетариата – он то, будто наперед зная про «мочить в сортире», «мочит белых» (зайцев), то развоплощается в цветные «уорхоловские» инкарнации, то «занедорого» сбывает «Черный квадрат». Тут и Микки-Маус, и Сталин с Гитлером, и «Залежавшийся Марат», адресующий к давидовскому портрету французского революционера, убитого Шарлоттой Корде, у Тузова «друг народа», как называли Марата, стал скелетом. Здесь вообще много скелетов. Черный юмор, стеб помножаются на страшную картинку обытовления в том числе и политических символов, ставших клише, узнаваемых даже в стилистике тетрисных квадратиков.

«Развиртуализация» – их материализация. «Заговор» – смещение акцентов. И «Озимые», которые, будто замерев, спустя время еще аукнутся, взойдут.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
389
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
400
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
343
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
425

Другие новости