0
4432
Газета Культура Интернет-версия

06.10.2014 00:01:00

От кабаре до Колымы

Тэги: выставка, ретроспектива, василий шухаев, москва, музей современного искусства


выставка, ретроспектива, василий шухаев, москва, музей современного искусства У портрета Саломеи Андрониковой. Фото Павла Смертина/ТАСС

Куратор Елена Каменская с научным консультантом Еленой Яковлевой в главном музейном здании на Петровке сделали выставку красивую и страшную. Из десятков музейных и частных собраний, из Мариинского театра с помощью общества «Мемориал» они сложили панораму, где у многих работ уточнены названия-датировки и герои, и панораму, в которую вклинилась история «Художник и власть», включая впервые показанные документы из архива ФСБ. Шухаев был одним из учителей Зураба Церетели, и, надо думать, благодаря ему эта выставка и состоялась.

Два рисованных Арлекина, долговязых и будто бескостных, словно не ногами-руками, а цветными рукавами и трико выделывают они свои трюки, обрамляют проекцию с двойным автопортретом Шухаева и его друга Александра Яковлева в виде Пьеро и Арлекина. После сезанновских «Пьеро и Арлекина», что хранятся сейчас в Пушкинском, идея парадного портрета в непарадных ролях уже не была открытием, но для художников стала меморией, напоминая о том, как Шухаев–Пьеро и Яковлев–Арлекин появились в поставленной в 1910-м Мейерхольдом (в его театре-кабаре – «Доме интермедий Доктора Дапертутто») пантомиме Шницлера «Шарф Коломбины».

Позвав в Пьеро непрофессионала, Мейерхольд вряд ли раздумывал над тем, что у Шухаева впереди – и эскизы к его, мейерхольдовским, экспериментам с комедией дель арте (шухаевская площадь итальянского города – не хуже ренессансных ведут, разве что с развевающимся над их архитектурным спокойствием бельем, в Италии, впрочем, чертой вневременной – так и не пригодилась, поскольку постановка не состоялась), эскизы для пьес Никиты Балиева в его парижской «Летучей мыши», для поставленной в Гранд Опера «Семирамиды» антрепризы Иды Рубинштейн… для Мариинки (тогда – Кировского театра), для киевских театров – а во время ссылки для Магаданского театра имени Горького, а потом, уже в Грузии, – для тбилисских театров, причем Шухаев станет главным художником Театра имени Марджанишвили. Позвав непрофессионала, доктор Дапертутто тем не менее скоро ему сказал: «Бросайте свою академию и вступайте на сцену, актер вы первоклассный, художник – неизвестно, какой из вас выйдет».

Несмотря на академическую выучку, несмотря на то что шухаевское искусство причисляют к неоклассицизму, несмотря на всю основательность, иногда как поставленная точка, некоторую скульптурного толка тяжеловесность его картин и сепиевых портретов, они артистичны. Они если и не играючи сделаны, но все ж таки легко, с игрой – и рассчитаны на то, чтобы выглядеть эффектно. И когда в 1917-м он пишет первую жену Елену, помещая ее, как в старинном портрете или в какой-то мизансцене, в арку, на манер старинных же портретов дотрагивающейся рукой до броши – но главное, с почти физическим ощущением шуршания складок монументальной юбки. И когда он в том же памятном 1917-м делает лаконичный натюрморт со щеткой, совком и газетой – и когда уже в начале 1920-х, перебравшись через Финляндию во Францию, живописует другой натюрморт, где груша нарциссически глядится в начищенную до блеска кастрюлю, прекрасно понимая, какой колоритный ансамбль получается от сочетания ее зеленовато-бежевой кожицы, серого металла и обнимающей все это хозяйство изумрудной драпировки. И когда в 1914-м что-то вдруг его надоумило взяться за «Поклонение волхвов», да не дало сбыться планам, оставив этюды с животными, будто он не ясли в хлеву собирался изобразить, а Ноев ковчег: там и киви, и антилопа, и зебра с пушистым, сепией набросанным хохолком. Во Франции он пишет похожую на нутро раковины бухту Коллиура, того самого, где в начале века появился фовизм, – и сепией рисует озорную круглолицость Балиева.

Советская власть этот французский вояж вернувшимся в 1935-м Шухаеву и его второй жене Вере припомнила. Художника заподозрили в измене родине, в шпионаже и контрреволюционной деятельности и вместе с женой сослали на Колыму. По счету этот зал в музее – один из срединных, с одной его стороны находится небольшой карандашный портрет Сталина, с другой, в тупике, – впервые показаны архивные материалы ФСБ по «делу Шухаевых», распечатанные в большом формате, они висят в несколько рядов, молчаливо и жутко составляя отдельную стену: анкета арестованного, причины ареста («контрреволюционная разведывательная работа в пользу иностранного государства»), само «дело № 992», чье-то ходатайство к Берии с просьбой помочь, документ об окончании дела за той же подписью, что и об аресте. Ссылка произошла уже после того, как Шухаев собирался сделать для выставки гигантское, 4х3 м, полотно «Молотьба» – судя по эскизу, работа почти соцреалистического толка. В ссылке его спасал, насколько это возможно, театр – после перевода в 1940-м в Магадан художник оформлял Дом культуры – будущий Магаданский музыкально-драматический театр Горького.

А после этого зала – раз, и комната с натюрмортами, где вперемешку «до» и «после», два огромных, как главных героя, батона, найденных еще тогда, в Нормандии, и «Колымские цветы». Потом – это Тбилиси, Театр Грибоедова и Театр Марджанишвили, еще один арест, а если станковая живопись, графика – уже совсем иные. Не шаржи для журнала Vanity Fair с Ататюрком в смешных очках и с похожим на ворчливого Санта-Клауса Бернардом Шоу, не холодная красота Саломеи Андрониковой в расстегнутой блузе, а, например, галерея портретов деятелей культуры, но это – просто портреты, без прежнего артистизма. И даже трехчетвертной ракурс Рихтера написан без той энергии, что была в трехчетвертном повороте Стравинского. Дальше – эскизы к холстам «На полевые работы» и «В честь 50-летия Советской власти» – по-своему красочные, но скучные, почти соцреалистические по духу. Это история не про то, как Шухаева ломали, но и про это – тоже. Про то, что осталось в скобках висящих в самом начале автопортретов 1917 и 1955 годов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
389
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
400
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
343
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
425

Другие новости