0
3054
Газета Культура Интернет-версия

06.11.2014 00:01:00

Короли и шуты

Тэги: вена, выставка, веласкес


вена, выставка, веласкес Выставка состоит всего из 46 картин, но это – много. Фото автора

Первая на немецкоговорящей территории ретроспектива одного из главных испанских художников, писавшего Габсбургов и их шутов, собрана в Музее истории искусств (Kunsthistorisches Museum). Называется выставка просто – «Веласкес», и собрана она из  46 картин. Это много, понимая, что с Веласкесом музеи расстаются неохотно, а тут помимо работ, хранящихся в Вене благодаря давнишним династическим связям Габсбургов с Мадридом, есть вещи и из главного хранилища веласкесовской живописи – Прадо, и из других европейских и американских музеев и частных собраний. «Менины» с инфантой Маргаритой Прадо не покидают, за них тут огромный принт, зато в Вене «прописаны» целых три ее портрета.

Накануне открытия выставки на дверях музея висели афиши с автопортретом Веласкеса и с его портретом королевы Изабеллы Испанской. Он был «подписан» Me, она – You. «Ты» и «я» – как игра в художника и модель, в музей и публику… Впрочем, вернисажным вечером картинка поменялась: в музей прибыла королева Испании Летиция, и огороженный вход украшали плакаты с инфантом доном Балтасаром Карлосом на коне и с инфантой Маргаритой. 

Сейчас твердят: жизнь ускоряется, надо за ней и вместе с ней успевать… Так вот в 1623 году 24-летний Веласкес стал придворным живописцем Филиппа IV. Он не только увековечивал сановных особ: начав с должности хранителя королевской двери, Веласкес дослужился до гофмаршала и, сверх того, отвечал и за закупку произведений искусства для королевской коллекции, и, например, за оформление праздников. В Мадрид художник прибыл из родной Севильи, где учился у примечательного в своем роде Франсиско Пачеко, закрепив это дело женитьбой на Пачековой дочке. Примечателен Пачеко тем, что был в Севилье цензором при святейшей инквизиции и экспертом по церковной живописи, одновременно держал художественную мастерскую (звалась она Академией), а его дом стал эдаким интеллектуальным клубом, не только художников привечавшим, там бывали Сервантес и Лопе де Вега.

Что до Веласкеса, можно сказать, он всю жизнь занимался тем, что рассказывал истории. Потом на его живопись по-своему откликнутся Мане, Гойя, Дега, Пикассо, Фрэнсис Бэкон и Дали - но это в скобках, у выставки другой сюжет.  Он прошел путь от религиозных сцен и грубоватых, но смачных бодегонов (одновременно натюрмортов и бытовых эпизодов с трапезничающими в харчевнях простолюдинами) до Венеры. Просто поначалу испанец писал Мадонн, или «Поклонение волхвов», или спорящих в трактире (пока глядящая исподлобья девушка-плутовка наливает вино) старика и юношу как олицетворение двух возрастов – с нехитрым, но не безвкусным и колоритным натюрмортом с рыбой и лимоном, со свежей, наверняка только из печи лепешкой, с сельдереем и апельсином – и изображал их, отталкиваясь от сюжета, довольно жестко строя форму. И помогая себе усилить впечатление контрастным погребным светом, взятым у Караваджо, искусство которого, кстати, Веласкес не очень-то жаловал, хотя и ценил его новаторство. А потом в сюжет для испанца превратилась сама живописная «плоть». Ставшие хрестоматийными портреты инфанты Маргариты в ее два года, пять и восемь лет (изображения будущей невесты регулярно отправляли к австрийскому двору вместо смотрин) он сделал в свое последнее 10-летие, смотришь – кажется, небрежное местами мельтешение быстрых штрихов собирается в узоры, «оживающие», поблескивающие на свету и то на атласе, то на бархате. И кудри он пишет, словно едва касаясь кистью, сохраняя ощущение легкости пушистых волос. Но главное – не в пример большинству детских портретов голубых кровей, в истории искусства закостеневших серьезными маленькими взрослыми, Веласкес образ лепит на том, что вот вам, конечно, статус, но ему нужнее юная трепетность лица и какая-то застенчивость инфанты, в глазах которой сквозит: что, я, мол, тут стою перед вами степенно и по-взрослому, а мне бы вообще-то поиграть хотелось.

«Венера перед зеркалом».	Фото предоставлено пресс-службой музея
«Венера перед зеркалом».
Фото предоставлено пресс-службой музея

Нынешняя ретроспектива устроена эдакой вставкой в постоянную музейную экспозицию, по соседству, например, оказывается зал Брейгеля, а тут – своя, веласкесовская хронология. И веласкесовское окружение, что интересно. Когда рядом с восьмилетней инфантой Маргаритой оказывается копия, сделанная с Веласкеса Хуаном Баутистой Мартинесом дель Масо (тестем художника, ставшим после его смерти придворным живописцем), не другой цвет платья, а то, что грубее оно прописано, что взгляд стал не живым, а кукольным, очень просто показывает разницу с той самой веласкесовской живописью par excellence.

«Troppo vero, – резюмировал Папа Иннокентий X, увидев свой портрет, созданный Веласкесом. – Слишком правдиво». Того портрета в Вене нет, а troppo vero видно. В огромной «Кузнице Вулкана» у богов те же лица, что у мужиков в небольшой сценке драки, нарочно оставленной в витрине рядом: кто рот разинул, кто бровью ведет, пока юный бахвал Аполлон сообщает – так и так, друг Вулкан, Венера тебе не верна. Это troppo vero чувствуется в портретах Филиппа IV – и дело не в том, что Габсбурги вошли в историю сами, а Веласкес ввел их в историю искусства, но не физиогномическими особенностями, а потому, что поверх иерархического вытянул человеческое. Troppo vero «слышно» и в портрете «смеющегося философа» Демокрита, и по-особому в образах придворных шутов и карликов. Последних тут нет, а за первых отвечает, например, Дон Хуан де Калабасас. В черном костюме с тонким белым кружевом он съежился между тыкв-погремушек (это калабасы), символов глупости, и вдруг Веласкес меняет интонацию. «С каким униженьем, и с болью, и в страхе, Тобою – бессмертные, смотрят шуты», – напишет Бальмонт, но в шутовской ухмылке не только страх обласканного унижением, но и страшная усмешка человека, которому в отличие от королей нечего терять. Человеческое, слишком человеческое Веласкес прописал с обычным своим тщанием, «между строк», с фирменными нежными тоновыми переходами-валерами на лице.

А потом он взял и снова сломал традицию. Увлеченный Тицианом, у которого была и лежащая Венера, и Венера перед зеркалом, испанец показал лежащую Венеру перед зеркалом. Нравы в Испании были построже, чем в Италии, и каноны красоты отличались, поэтому свою обнаженную красавицу он повернул спиной и написал не пухлой, а крутобедрой, гитарообразной, не предполагая, как современно это окажется сегодня, и в то же время оставляя свою загадку красоты – Венерино отражение в зеркале весьма смутно. Да и не важнее жемчужного тона кожи. Живопись, которая останется современной, потому что к ней хочется возвращаться.  

Вена–Москва



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
389
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
400
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
343
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
425

Другие новости