0
7182
Газета Культура Интернет-версия

14.05.2015 00:01:00

Могучий выпустил "Пьяных" на волю

Тэги: театр, бдт, премьера


театр, бдт, премьера Эх, море по колено! Фото с официального сайта театра

Иван Вырыпаев в качестве эпиграфа к своей пьесе «Пьяные» мог взять не только строки из Омара Хайяма, но призвать в союзники и Федора Михайловича Достоевского, который хотел написать роман «Пьяненькие». Однако планы Достоевского не осуществились, а вот Иван Вырыпаев свою пьесу закончил, и теперь она поставлена в Большом драматическом театре им. Товстоногова.

Драматург сводит воедино представителей благополучных классов, сытых буржуа со стажем и молодых, только встающих на эту стезю, а также сопутствующее этому классу окружение – моделей, красивых и холеных дам. Всех их объединяет в этой пьесе одно: каждый, пусть по разным поводам, но напивается до поросячьего визга. Пьет не в подворотне самопальную водку. Тут напиваются культурно: у стоек баров, дома, в ресторане. Пиво мешают не только с водкой, но и с мартини и бренди, дорогими ликерами и виски. Последняя или предпоследняя стадия опьянения вызывает – пусть по разным причинам – у этих господ, излучающих сытое самодовольство, искренность «последних вопросов». Все начинают неожиданно, стихийно, горячо говорить о Боге.

О Господе говорят все: Марта с кинематографистом Марком, хотя она пьяная сидит в луже, а он, также нетвердо держась на ногах, никак не может вытащить ее. По квартире модели Лауры ползает, включая ее саму, «любовный треугольник», опустошивший весьма серьезно бар: сама хозяйка, ее подруга Магда и Лоуренс, бывший бойфренд Лауры, нынешний муж Магды. Они тоже задаются вопросом о природе божественного. В гостиной богатого банкира Карла и его жены Линды, где собравшиеся друзья отмечают годовщину смерти матери Карла, также напиваются до последней степени и снова говорят о Всевышнем. И на мальчишнике накануне свадьбы одного из героев (он происходит на кухне ресторана, принадлежащего родителям) в компании с проституткой Розой пьяное менеджерское звено слышит шепот Господа.

Эту пьесу взял для постановки режиссер Андрей Могучий – художественный руководитель БДТ, в которого в последнее время то и дело летят критические стрелы. Его критикуют не без основания за то, что он не распоряжается должным образом труппой, не находит желаемого для всех взаимодействия с выдающимися актерами этого театра. Однако спектакль «Пьяные», пожалуй, первый серьезный успех на сложном пути, требующем и времени, и терпения.

В этой постановке БДТ мы стали свидетелями блестящих актерских работ Марины Игнатовой (Лора), Елены Поповой (Линда), Анатолия Петрова (Карл), Дмитрия Воробьева (Банкир), Валерия Дегтяря (Марк), что всегда свидетельствует в пользу спектакля. Но и «старая гвардия» – актеры, которые пришли в БДТ 10, 20, а то и 30 лет назад, – в последней премьере смогли прийти к взаимопониманию с режиссером, найти общий язык и новое качество ансамбля, как, впрочем, и режиссер с актерами.

Для Андрея Могучего ценность текста Вырыпаева, возможно, состоит в том, что для современного человека, пребывающего в фикции бытия, подобное состояние оказывается обременительно-утомительным. Желание надраться, нализаться, наклюкаться (русский язык по этой части богат – выдает 40 с лишним синонимов) есть попытка вырваться из псевдосуществования, из жизни в духе индийского кино. Принципиально и то, что прорываются к Богу через абсурд бытия не униженные и оскорбленные, а вполне себе состоятельные дамы и господа, молодые обеспеченные юноши и девушки.

Режиссер упаковывает свой спектакль в кадры из типового индийского кино, сражающего убийственным оптимизмом. Внутри же этой упаковки проходит галерея пьяных леди и джентльменов. Пространство тут тоже пьяное (художник-постановщик – Александр Шишкин). Пол сцены накренен. В мягкой фактуре этой наклоненной поверхности вязнут и без того нетвердо стоящие на ногах герои. Марте (Ирина Разумовская) непросто вытаскивать свои туфли на платформах. В результате отчаянного сопротивления ее пьяное тело плюхается в нечто ватное. Пьяному море по колено! Кинематографист Марк, проявляя чудеса акробатики, чудом не наступает Марте на голову. Балансируют, падают, ползают тут все. Нетвердые в походке, бессмысленно передвигаясь по замысловатым траекториям, готовые вот-вот рухнуть, фланируют (мастерски!) роскошные дамы в бриллиантах и шикарных вечерних нарядах.

Пьяные признания обнаружат неверность мужей и жен, менеджер Матиас (Руслан Барабанов) услышит шепот Господа и ночью на автобусной остановке после пьяного мальчишника женится не на своей невесте, а на Лауре (Варвара Павлова).

Пышная проститутка Роза (Юлия Дейнега) с разноплановыми пристрастиями (любит иранский кинематограф и воображает себя балериной, наряжаясь в нелепую пачку и драные колготки), готовая пожертвовать свою жизнь ради Бога – но только на словах. Марк душит ее, отчаянно пытаясь вернуть героиню в реальность, вырвать таким жестоким образом из сериального псевдосуществования. Он дарит ей жизнь, а она сочиняет новую серию о Марке – Иисусе Христе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Михаил Сергеев

Глава государства поручил начать рассмотрение обращений граждан к новой «Прямой линии»

0
1021
Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Ольга Соловьева

Вместо «размазывания» науки по стране появятся каналы распространения достижений в субъектах РФ

0
1206
Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

ЦК КПРФ не мешает точечному обострению, но претензий к власти не обобщает

0
1276
Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Екатерина Трифонова

Наказание в виде ограничения свободы дорабатывают в связке с принудительными работами

0
1540

Другие новости