0
2799
Газета Культура Интернет-версия

07.07.2015 00:01:00

Большие гастроли в Большом

Тэги: большой театр, афиша, нидерландский театр


большой театр, афиша, нидерландский театр Спектакли NDT – о людях и отношениях между ними. Фото Раи Резвани предоставлено пресс-службой театра

Большой театр принял у себя две знаменитые труппы: одновременно на двух сценах прошли спектакли Theater an der Wien и легендарного Нидерландского театра танца (NDT). Первый привез в столицу оперу Генделя «Ринальдо» в концертном исполнении, второй – два вечера одноактных балетов. 

В Theater an der Wien, как и в Большом, существует молодежная программа: на шесть мест (контратенор, тенор, баритон и бас, сопрано и меццо) претендует около трех сотен кандидатов, у избранных есть своя резиденция – Камерная сцена театра (Kammeroper). Как и в Большом, с участниками занимаются лучшие педагоги мира, они постепенно вводятся в спектакли основного театра, поют сольные концерты. А в Kammeroper идут спектакли, поставленные только для участников «Молодежки». 

Так, в их репертуаре «Евгений Онегин», «Испанский час» Равеля, «Птицеловы» Гассмана и еще несколько опер. «Ринальдо» – продукт из этой же серии. В Москве прозвучало только концертное исполнение генделевской оперы, известной более всего тем, что именно там звучит ария (быть может, вместе с хором из «Мессии», самая знаменитая из наследия композитора) Lascia ch'io pianga.

В составе молодежной программы Theater an der Wien – певцы из Литвы, Польши, Великобритании, США, Австрии и Белоруссии (тенор Владимир Дмитрук окончил Санкт-Петербургскую консерваторию). На постановки Kammeroper приглашаются разные оркестры, в зависимости от репертуара, опера «Ринальдо» была поставлена в Вене при участии Bach Consort под управлением дирижера Рубена Дубровски, вместе они и приехали в Россию. По словам дирижера, одной из задач музыкантов – кроме, конечно, демонстрации собственно мастерства, было сохранить психологические портреты своих героев вне постановки, суметь и в черной коробке сцены, без декораций и костюмов, отразить их внутренний мир и мотивацию. 

Так, трепетная лань Альмирена (Виктория Бакан), словно глинкинская Людмила, сначала порхающая на крыльях любви, закаляется в неволе, и внутренняя сила ее страдания (выраженная как раз в той самой арии) способна растопить даже сердце узурпатора. Армида, злая волшебница (Наталия Ковалек-Плевняк) и похитительница – не чета Черномору: из монструозной злюки она превращается в мудрую добродетельную леди. Полководцу Ринальдо (контратенор Джейк Ардитти) Гендель дарит несколько роскошных арий – и любовную, и арию отчаяния, и мстительную, и воинственно-победительную. Не скажешь, что каждый из певцов справился идеально, но учебная задача была выполнена достойно, стиль барочной оперы, особенности работы с инструментальным ансамблем, играющим на старинных инструментах и в соответствующей манере, солисты освоили грамотно. А класс Bach Consort, как лакмусовая бумажка, проявила одна скромная деталь:  в одной из арий Армиды есть фрагмент с солирующими скрипками; так вот, если не смотреть в оркестр, где сидит как минимум пять скрипачей, то кажется, что играет один. А это, учитывая сложность интонирования на жильных струнах, дорогого стоит.  

Гастрольную программу NDT составили два вечера одноактных балетов на Исторической и Новой сценах Большого театра. Прежде всего поражает качество труппы. Кажется, что такого владения телом, вне зависимости от возраста исполнителя (от 24 до 41 года), в реальности быть не может. Никакого отношения к самодовлеющей виртуозности и трюкачеству это не имеет. Просто иначе, лишь формально воспроизводя некий усредненный рисунок, не отдаваясь движению, а через него и переживанию до полной вычерпанности, невозможно передать те истории, мысли и чувства, которыми делятся с нами нынешние руководители труппы Пол Лайтфут и Соль Леон. 

Если  балеты их предшественника и учителя Иржи Килиана давно стали классикой современного танца и пленяют гармонией, то сочинения тандема Лайтфут–Леон тревожно актуальны. Они рождены в мире, гармонию утратившем, но о ней еще не забывшем. 

«Томление» на музыку Бетховена – жизнь и любовь в четырех стенах. Вертящийся в вертикальной плоскости, как барабан стиральной машины, белый куб-комната перемалывает отношения, как тела танцовщиков. В «Выстреле в луну» на музыку Филипа Гласса – комнаты три, и крутятся они по горизонтали, открываясь зрителю одна за другой и вовлекая героев в неизбывную круговерть. Казалось бы, дверные проемы и тени пустых окон должны бы экспрессионистски вопить перекосами. Но все линии здесь ровные, углы до тошноты прямые, а обои на стенах – серые. Тем тревожнее графика ломаных линий в жесте и мизансцене, тем больнее нервический ритм пограничных состояний. 

В балете «Бабочка» (музыка группы The Magnetic Fields и Макса Рихтера) Лайтфут и Леон выступили не только как тонкие лирики, но и как искушенные практики. Трогательную историю взаимоотношений повзрослевшего сына с постаревшей матерью они рассказали языком, в котором японский буто и испанский пасодобль, классика и contemporary, улица и эстрада родственными элементами вошли в единый поэтический ряд. 

Балет «Stop-Motion», посвященный дочери постановщиков Соре, по их признанию, говорит о прощании и переменах. Трактовать его, как обычно в современном танце, можно по-разному. Но главное то, что ни о каких трактовках в эти минуты не заботишься. Продуманная (как потом вспоминаешь) архитектоника балета, геометрическая драматургия с ее флюсовыми мизансценами и покадровой анимацией, с ее притяжениями-отторжениями, фронтальной неотвратимостью, пронзительной диагональю и финальным сомнамбулическим сфумато завьюженного пудрой пространства так взбаламучивает эмоции и одновременно укачивает, что анализировать в этот момент нет ни желания, ни возможности.

В программу гастролей включили также балет канадского хореографа Кристал Пайт «Одинокое эхо», созданный на музыку Брамса по мотивам стихотворения Марка Стренда «Зимние строки». Размеренное круженье снежных хлопьев и бессюжетный, скорее атмосферный танец. Так в сероватый снежный день кружатся в голове неясные мысли, а в душе – неясные ощущения. Они, может быть, не слишком веселые, но в этой меланхолии, как в коконе, и грустно, и уютно. Это медитативное состояние хочется длить. Как общение с NDT.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1452
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
722
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3793
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2942

Другие новости