0
23393
Газета Культура Интернет-версия

11.04.2016 00:01:00

Еще квадрат Малевича, но в стиле символизма

Тэги: выставка, еврейский музей, русский авангард, андрей сарабьянов


Андрей Сарабьянов и его авангард.	Фото автора
Андрей Сарабьянов и его авангард. Фото автора

Проект «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев» придуман Центром авангарда при Еврейском музее и сделан вместе с «Энциклопедией русского авангарда». Куратор Андрей Сарабьянов собрал сотню работ из музеев 19 городов, включая Елец, Тотьму, Астрахань, Чебоксары... Тут показывают и Малевича в «ипостаси» символиста, к примеру, и художников, которые первых позиций в авангарде не заняли и соответственно имена многих из них публике могут быть и вовсе неведомы. В вернисажный вечер и внутри музея, и снаружи стояли очереди.

Квадратный зал, то ли большая гостиная, где вдоль стен над стульями-столами низко нависают лампы, то ли устроенный с комфортом зал ожидания. Даже с пестренькими коврами. Говорят, придумавшие сценографию Кирилл Асс и Надежда Корбут решили сконструировать как раз метафору зала ожидания, раз уж в фокусе выставки оказалось искусство, поначалу, увы, недолго распространявшееся по стране с государственной подачи, а потом забытое, невостребованное, частью утраченное.

Идею создания музеев живописной культуры, тогда Россия с замыслом первых в мире музеев современного искусства была именно что в авангарде, пестовал Василий Кандинский, в 1918 году сделав проектом ИЗО Наркомпроса. К 1920 году было закуплено 1926 работ, из которых 1211 распределили по разным городам. Это был стартовый «раунд» – второй случился позже, в ходе борьбы с формалистами и «ссылки» их работ в провинцию из столичных собраний. Потом настала долгая пауза забвения. В 1989-м Андрей Сарабьянов отправился в региональные музеи искать забытые произведения и сверяться со списками рассылок конца 1910-х, благо они сохранились в РГАЛИ (интервью с куратором см. в «НГ» от 30.03.16). Но, возвращаясь в эти музеи, каждый раз можно отыскать что-то новое, говорит Сарабьянов. Сейчас не удалось получить работы лишь из Екатеринбурга: музей на реставрации и свой авангард отправил гастролировать в Будапешт.

Выставочное пространство Еврейского музея сложное. И по достаточно скромным размерам, и по конфигурации. Работать с ним трудно, и сейчас архитекторы решили сыграть на контрасте с тем, как привычно, используя многочисленные выгородки, сегодня строить выставки. Этот зал ожидания, где картины без этикеток висят в несколько рядов (как развешивали работы и сами авангардисты), снабженные настоящими номерками (до востребования), где часть дверей настоящие, часть  «слепые», будто символ неиспользованных когда-то, но предложенных авангардом возможностей,  еще и сценическая коробка. Четвертая стена не снята, но она пуста, и возле нее как в зрительном зале – место зрителя. Оттуда видна панорама в сотню работ, первая часть авангардной пьесы (сейчас тут разыграли период 1900–1918, через год обещают показать продолжение и завершение драмы в 1918–1930-х).

Акты этой пьесы «Символизм, неоэкспрессионизм», «Союз молодежи» и «Бубновый валет» (два крупных – питерский и московский – игрока на авангардном поле), Марк Шагал, «Цветопись и беспредметность», «Ориентализм» (с напоминающими восточные миниатюры картинками Авагима Миганаджиана), «Сезаннизм», «Кубизм и кубофутуризм» намечают вехи и тенденции, оставляя выставку палитрой. Общепринятые магистрали движения искусства тут превращают – просто высвечивая не столь известное – в переплетающиеся маршруты, где совсем разное было совсем рядом. Потому что, скажем, Гончарова и Ларионов получили уже ярлык неопримитивистов, и в Третьяковке есть гончаровские павлины начала 1910-х, написанные то яркими цветными пятнами, то «стежками» в духе народной вышивки, а здесь вам – ранний, 1907 года, этот же птах у Ларионова. С тщательностью школьника и вместе с тем с обобщенностью и в гамме символистов автор словно «выткал» его изумрудно-синими мазками. Это потом у него – как и у Малевича с его здешним «Городком» 1910-го, абсолютно символистской вещью (никак не предвещающей будущих «Квадратов», разве что в шутку, квадратным форматом), где дым из крыш, небо, вода декоративны, как какое-нибудь украшение с эмалью, – наметились другие, ставшие в итоге «фирменными», поиски. А рядом, если пойти «от противного», показывают «Кабачок» символиста, голуборозовца Николая Милиоти, но для символиста нетипичный, не со стаккато штрижков, а выполненный с этакой вангоговской пастозной и даже мрачноватой и тяжеловесной основательностью.

В проекте «До востребования» все лицом к лицу, но из этой общности вдруг выкристаллизовывается то абстракция Кандинского, то цветопись Розановой и супрематизм Клюна, то кубофутуризм Веры Пестель, работ которой в принципе сохранилось мало. Можно придумать себе игру в ассоциации: вот «тема» трех сестер передает эстафету от монументального холста Машкова к чуть менее монументальному у Валентины Ходасевич. А вот «Игра в бильярд» Василия Рождественского: по словам Сарабьянова, она была вариацией на тему «Ночного кафе» Ван Гога: до национализации картина хранилась в собрании Ивана Морозова, но в конце концов большевики ее и вовсе продали из страны. Отдельной строкой в формотворчестве тех лет идет, конечно, обращение с разными фактурами, и здесь много натюрмортов, включая «Хрусталь» Рождественского, принятый в свое время за образцовый и в виде фотографии отправлявшийся по училищам. А есть, например, «Натюрморт с зеркалом» Софьи Дымшиц-Толстой, где тоже все во всем отражается, и вдобавок чувствуется тяга к декоративной плоскостности Матисса, так что красных рыб в стеклянных чашах хочется сравнить со знаменитой матиссовской вещью из ГМИИ, но – нет, француз написал ее годом позже.

Воображаемых маршрутов много, но смысл именно в панораме. В том, что эти работы и некоторые имена, дождавшиеся востребования во многом именно благодаря Сарабьянову, можно наконец увидеть все вместе и в Москве. В том, чтобы вытащить творчество художников из удобных схем. Ведь Малевич все равно неминуемо придет к супрематизму, а, скажем, Алексей Кокель – чуть ли не к соцреализму.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Попытка монетизировать защиту окружающей среды как признак агонии западного мира

Попытка монетизировать защиту окружающей среды как признак агонии западного мира

Дмитрий Гусев

Глава “Роснефти” на Веронском форуме рассказал, кому выгодна политика форсированного энергоперехода

0
787
Байкал готовится к натиску туристов

Байкал готовится к натиску туристов

Владимир Полканов

Развитие инфраструктуры и контроль над потоками отдыхающих позволят обезопасить экосистему озера

0
1162
Андрей Фомин: «С Максимом Никулиным мы не конкуренты»

Андрей Фомин: «С Максимом Никулиным мы не конкуренты»

Елизавета Авдошина

В Москве готовится к открытию «Театр на Цветном»

0
1247
В Москве пройдет финал премии детского и юношеского танца

В Москве пройдет финал премии детского и юношеского танца

НГ-Культура

0
1211

Другие новости