0
1395
Газета Культура Интернет-версия

29.05.2016 16:23:00

Открытие Седьмого фестиваля «Органные вечера в Кусково» прошло в Танцевальном зале усадьбы

На открытии выступила барочная капелла «Золотой век»

Тэги: кусково, музей, фестиваль, орган


кусково, музей, фестиваль, орган Фото Татьяны Соколовой

Во дворце Музея-усадьбы Кусково открылся традиционный летний органный фестиваль — один из главных «усадебных» органных марафонов столицы, идейным вдохновителем и организатором которого стала известная органистка Елена Привалова-Эпштейн. По традиции, на концерте-открытии выступила барочная капелла «Золотой век» (художественный руководитель — Александр Листратов), известная своими интерпретациями западноевропейской и русской музыки XVII — первой половины XIX веков.

«Здесь всегда очень хорошо чувствуешь себя» — произнесла перед концертом одна из смотрительниц дворца. Действительно, стоит только пересечь границу бывшей усадьбы Шереметевых — вырваться из суетливого городского движения и пройти вдоль озера, мимо служебных корпусов и церкви к главному дому, как что-то меняется внутри, наполняется особым состоянием покоя и гармонии — согласно внешнему спокойствию чудом сохранившейся подлинной загородной резиденции XVIII века. Не «восстановленной под видом реставрации», а самой что ни на есть настоящей русской усадьбы! Тепло старинного деревянного дома, классический декор «под мрамор и бронзу», темноватые крупные зеркала, изящные статуи и вазы — все это создает атмосферу, редкую даже среди сохранившихся на территории Москвы старинных дворцов. И не случайно концерты в Кусково всегда привлекают большое количество слушателей. Которых и на этот раз пришло немало — несмотря на вечер рабочего дня и ненастную погоду (которая, впрочем, за час до концерта сменилась на солнечную). Гости дворца тепло приветствовали музыкантов и терпеливо пережидали вынужденную, в связи с повышенной влажностью, дополнительную настройку инструментов.

При расчете на самую широкую аудиторию, программы капеллы «Золотой век» всегда радуют музыкальными редкостями. На этот раз, наряду с органными концертами Баха (своего рода «обязательной программой» концерта барочной музыки), изысканными пьесами Куперена и Боккерини, прозвучали произведения менее известных композиторов: Трио-соната Антонио Кальдара — одного из самых плодовитых авторов в истории музыки, Соната для виолы да гамба Карла Фридриха Абеля — по словам Гёте, «последнего великого гамбиста», а также Струнное трио Леопольда Моцарта, известного в основном благодаря своему гениальному сыну-композитору.

В коллекции капеллы «Золотой век» — вся «линейка» аутентичных струнных: барочные скрипки (Мария Ходина, Ксения Тимофеева), альт (Рустик Позюмкий), виолончель (Александр Листратов), дубль-бас (Владимир Коденко), а также французская семиструнная виола да гамба, две сольных пьесы на которой также исполнил Рустик Позюмский. Акустически ансамбль прекрасно сочетался с установленным в зале на время фестиваля современным итальянским цифровым органом Viscount. Инструменты этой марки, собираемые вручную, максимально приближены к своим прототипам — духовым органам, а также дополнены современными возможностями «запоминания» регистров. Но прежде всего, качество звучание органа в ансамбле зависит от исполнителя. Опытнейший органист Алексей Шевченко, доцент факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, не первый год выступает с капеллой. Мастерство исполнения органистом basso continuo, фактически, «выстраивает» всю ансамблевую вертикаль. Особый почерк органиста ярко проявился в сольном концерте И.С. Баха до мажор по концерту Вивальди: импровизационная свобода фраз-речитативов в медленной части и артикуляционное разнообразие фигураций в крайних частях: вместо скучного legato — постоянная смена артикуляции, будто бы «игра в артикуляцию», при идеально выдержанном темпе. То, что обычно принято называть «аутентичной манерой исполнения» — в той степени, в которой современный музыкант и слушатель могут ее себе представить. А исполненный в финале концерта виртуозный концерт Баха ре минор для органа и струнных, с филигранно выстроенной «флейтовой» регистровкой медленной части, вызвал настоящую овацию.

Седьмой фестиваль «Органные вечера в Кусково» продлится до конца августа, и концертов на этот раз запланировано больше, чем на прежних фестивалях. Впереди — больше 30 вечеров музыки для органа соло, в ансамбле с другими и инструментами и голосом. В программе — выступления известных отечественных и зарубежных органистов, солистов московских театров и мастеров «аутентичного» исполнительства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков: Почему именно Нарышкин решил объясниться с обществом по вопросу об оппозиции

Константин Ремчуков: Почему именно Нарышкин решил объясниться с обществом по вопросу об оппозиции

0
264
Дорогой газ доказывает европейцам важность "Северного потока – 2"

Дорогой газ доказывает европейцам важность "Северного потока – 2"

Ольга Соловьева

"Газпром" не торопится с закачкой топлива в подземные хранилища в Евросоюзе

0
351
Власти вернули пенсионерам менее сотой доли их взносов

Власти вернули пенсионерам менее сотой доли их взносов

Михаил Сергеев

Вместо индексации граждане получили символическую доплату

0
342
Товарищам-вкладчикам правительство добавило 10 миллиардов рублей

Товарищам-вкладчикам правительство добавило 10 миллиардов рублей

Анатолий Комраков

Расцвет промышленных технологий поддержит Фонд фондов

0
292

Другие новости

Загрузка...