0
2644
Газета Культура Интернет-версия

20.09.2016 23:10:00

Космос, авангард и балалайки

Тэги: концерт, народное творчество, песни, космос, народный ансамбль


концерт, народное творчество, песни, космос, народный ансамбль Фото официального сайта русского народного ансамбля «Россия»

В июне этого года композитор Дмитрий Курляндский совместно с дирекцией академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной учредили новый проект. Лаборатория, посвященная теме космоса в искусстве, поставила перед участниками – молодыми композиторами - непростую задачу: найти в Музее космонавтики объект или звук, который будет основным тематическим фундаментом их пьесы. В течение нескольких дней они (из тридцати претендентов осталось всего девять!) взаимодействовали с музыкантами ансамбля, пытаясь донести свои космические идеи в сложных партитурах со всевозможными инструментальными техниками и приемами.

Результатом этого увлекательного путешествия по музыкальной Вселенной стал концерт в Музее космонавтики. В качестве «сцены» была выбрана площадка с огромным экраном у Центра управления полетом, где демонстрирутся планеты и спутники. Музыкантов ансамбля «Россия», равно как и зрителей окружали музейные экспонаты – карты, скафандры, ракеты и прочее. Кстати, публика могла перемещаться и подойти непосредственно к исполнителям, однако многие предпочитали оставаться на балконе и следить за происходящим сверху, как в театре. Огромное пространство музея располагало к более широкому расположению и передвижению музыкантов, но авторы лаборатории решили оставить их в привычной концертной диспозиции. Несомненно, ансамбль «Россия» заслуживает высшую похвалу, ведь исполнители не играли современную музыку и за короткий срок мастерски овладели как привычными для новейшей музыки приемами, так и нетрадиционными (игра по струнам монетой, по корпусу инструмента и т.д.)

Каждый из участников лаборатории постарался реализовать идею космоса в своей музыке. Так, например, Анастасия Кадыша из Швейцарии обратилась к текстам Константина Циолковского – во время звучания пьесы «Бесконечность» их зачитывал актер театра и кино Вячеслав Корниченко. Михаила Пучкова привлек интерпретоскоп – прибор для изучения аэроснимков: его функция показалась ему похожей на музыкальное произведение. В основе этого одноименного сочинения лежал короткий мотив у баяна, постепенно увеличивающийся в своем «масштабе» – это во многом было аналогично работе прибора. Петербургский композитор Дмитрий Тимофеев в пьесе «Солнечный ветер» создал тонкую и изысканную материю длящихся звуков, прерываемых колористическими мотивами и отдельными тонами (они вызывали аллюзию на мерцание звезд). Наталья Прокопенко остановила свое внимание на идее гравитации, возникающей по причине возникновения частниц нитрина: в сочинении «Particle» («Частица») понятие гравитации превратилось в метафору по отношению к некому центральному гармоническому элементу, к которому «притягивалось» звучание балалаек, настроенных не в привычном строе. Анна Поспелова во время экскурсии по музею была вдохновлена метеоритными телами – по ее словам, их способность формироваться в другие сплавы напомнила ей идею лаборатории. Название пьесы «Fe_Ni» происходит от химического обозначения никелева железа, из которого и состоит метеорит, а четная «блочная» структура сочинения отражает его внутреннюю структуру. Самыми оригинальными участниками явились Даниил Пильчен, Дарья Звездина и Кирилл Широков, написав пьесы для одновременного исполнения. В качестве темы Пильчен выбрал спутник Джуно (пьеса так и называется), Звездина заявила, что «в космосе нет ничего, кроме одиночества», а Широков решил объединить две своих пьесы «Thirty Pages» и «Self-land`s stains III» в единое целое, в итоге этот музыкальный перформанс исполнялся произвольно и без дирижера.

Но это был не просто концерт, а конкурс с дипломами и призом – статуэткой Юрия Гагарина, распечатанной на 3D-принтере. Ее обладателем стал Владимир Горлинский, написавший пьесу «Хорал». Пожалуй, это единственный участник, задействовавший не одну «точку» музея (баянист играл в противоположной от «сцены» стороне) и позволивший каждому исполнителю быть в центре звукового притяжения. Он, как и остальные финалисты позже получит 3plet альбом – формат цифрового издания, комбинирующий аудиозапись, визуальную и текстовую части в отдельном приложении и записанный на самом концерте.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1072
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1462
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1105
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
920

Другие новости