0
4228
Газета Культура Интернет-версия

10.11.2016 00:01:00

Новая публика завоевана новой музыкой

Тэги: современная музыка, музыкальный фестиваль, другое пространство, штокхаузен, послевоенный авангард, музыкальная критика


современная музыка, музыкальный фестиваль, другое пространство, штокхаузен, послевоенный авангард, музыкальная критика Три оркестра и три дирижера во время исполнения «Групп» Штокхаузена. Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

В пятый раз прошел в Московской филармонии фестиваль «Другое пространство» – первый юбилей, самое время для итогов. Надо сказать, поздравить фестиваль есть с чем, результаты и качественные, и количественные. В Концертном зале им. Чайковского, заполненном на 100% (1505 мест), наконец звучат серьезные авангардные партитуры – не об этом ли мечтали те, кто восемь лет назад придумал и организовал фестиваль?

Странные метаморфозы понятия «другое пространство», да и вообще отношения к современной музыке, произошли за эти годы (на самом деле восемь – не так уж и много). Первый фестиваль проходил… где угодно, только не в зале. Способность воспринимать далекие от классико-романтической традиции партитуры прививалась слушателю вместе с отказом от традиционной концертной ситуации – то есть не в академическом зале. Открытие было на крыше филармонии, сцена и зал обустраивались между колонн в фойе, дневные концерты проходили в чудесном «Трюме Мейерхольда» (сейчас в этом уютном круглом зале, увы, ресторан). Сам формат тоже был сломан – иные дни фестиваля концерты шли нон-стоп, не только в традиционные 19 часов. Не удивимся, правда, если так называемой непосвященной публики среди слушателей фестиваля было процентов 10 – остальные были хорошо знакомы между собой, так что «Другое пространство» было местом встреч студентов и выпускников консерватории самых разных лет. Но даже если зерно проросло в одном человеке, это уже результат.

Толчок фестивалю, безусловно, дал новый худрук и новый коллектив – Владимир Юровский присоединился к творческой команде (с композитором Олегом Пайбердиным во главе) в 2012-м и предоставил в резиденцию Госоркестр. Так к нескольким ансамблям современной музыки, которые участвовали и участвуют в «Другом пространстве» и сегодня, присоединился коллектив большего масштаба и больших возможностей. А сам Юровский, который только появился в Москве и был объектом пристального внимания (а затем стал объектом преклонения и поклонения), прибавил публики. Постепенно из одного пространства современная музыка перекочевала в другое – вернулась в академический зал! Конечно, на концерте, где играли впервые в России Симфонию Берио и «Группы» Штокхаузена, как остроумно заметил музыковед Влад Тарнопольский, случилась музыкальная перепись Москвы (незнакомых лиц в 1,5-тысячном зале было мало), но это скорее исключение. И если полный зал на оратории американского композитора Джона Адамса «Младенец Христос» стоило ожидать, понятно, что это будет красивая и эффектная музыка, к тому же имя знаменитого режиссера Питера Селларса в качестве либреттиста склоняло чашу весов, то сложная программа концерта-открытия могла обратить публику бегство (что и случилось во время исполнения концерта Владимира Мартынова «Танцы с умершим другом», но в самых минимальных масштабах). 

В программе сошлись пьесы мемориального, или ритуального, характера: собственно «Ритуал памяти Бруно Мадерны» Пьера Булеза, где на «остов» ударных нанизываются сегменты, транслирующие и множащие музыкальную анаграмму фамилии носителя посвящения; «Маленькая торжественная музыка в честь Пьера Булеза» Дьердя Куртага – сегодня, почти через год после смерти Булеза, воспринимающаяся скорее как печальное траурное шествие. Как молитвенный ритуал можно воспринимать и Вторую симфонию Галины Уствольской – сочинение сколь эффектного, столь и интимного плана (совместить эти две, казалось бы, непересекающиеся позиции – задача почти недостижимая): герой здесь взывает к потерянному (необретенному? оставившему?) богу. Гимн монодии «спел» Олег Пайбердин в сочинении «Vox», буйство оркестровых красок сверкнуло в сочинении Владимира Николаева «Фантомы» (мировая премьера). Другая пьеса отечественного композитора – хоть исполненная и в следующем концерте – могла бы вписаться в программу посвящений. Речь о пьесе Фараджа Караева «1791» – оркестровой версии его ранней серенады «Я простился с Моцартом на Карловом мосту в Праге». В этом прощании с Моцартом, в основе которого – знаменитая Lacrimosa из Реквиема (музыка, с которой сам Моцарт попрощался с миром), такая тонкая работа с материалом, что Lacrimosa становится не Моцарта – Караева, один композитор словно пропускает через себя другого и его присваивает. Тонкая, изумительная, очень поэтичная работа, где так много любви – к Моцарту, к профессии, к музыке…

В той же программе прозвучали и колоссы – «Группы» Штокхаузена (1957) и Симфония Берио (1968/69) – впервые в России. Правда, выбор пьес и исполнителей вызвал некоторые вопросы. Особенно это касается «Групп» – сочинение задумывалось для исполнения в условиях, когда публику окружают три оркестра, дабы возникал пространственный эффект (или, как это проще объяснил Юровский, как будто композитор накурился чего-то и решил послушать радио – цитата не дословная). В зале им. Чайковского был представлен слишком компромиссный вариант – все музыканты сидели на сцене, к тому же повернувшись спинами к залу, а в условиях довольно сложной акустики этого пространства желаемый композитором эффект был задушен уже самой рассадкой. Поискать бы для этого сочинения другое пространство! А для «Другого пространства» – найти другое сочинение Штокхаузена. В Симфонии Берио (ее исполнил Азербайджанский государственный симфонический оркестр под управлением Фуада Ибрагимова и вокалисты из ансамбля Questa musica) хотелось большей детализации, ощущения игры, узнавания многочисленных цитат – а получилось как первый блин. Впрочем, уже то, что эти пьесы звучали в России, – чрезвычайное событие.  

Итак, современная музыка действительно прорвалась в пространство других зрителей. Конечно, стоит добавить, что не только собственно филармонии и фестиваля в том заслуга: мощную (по своим возможностям) пропаганду новой музыки давно ведет Центр современной музыки при Московской консерватории и его ансамбль, Московский ансамбль новой музыки, ГАМ-ансамбль, организация молодых композиторов и музыковедов «МолОт», ансамбли Questa musica и N'Caged (все они принимали участие в фестивале), Мультимедиа Арт музей, Электротеатр и так далее. Интерес к новой музыке сейчас на самом деле высок. Настолько, что около филармонии спекулянты предлагают билеты.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
817
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1421
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1619
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1163

Другие новости