0
3584
Газета Культура Интернет-версия

22.11.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Кто подставил рокера Роберта Циммермана

Игорь Шумейко

Об авторе: Игорь Николаевич Шумейко – историк, писатель, публицист.

Тэги: боб дилан, роберт циммерман, нобелевская премия, литература, скандалы


боб дилан, роберт циммерман, нобелевская премия, литература, скандалы На фото певец и музыкант Боб Дилан, 1969 год. Фото Gettyimages

Сложно поспеть за ТВ-репортерами, остается предугадать грядущий новостной хит. Я заранее предлагаю проследить: на каком именно мероприятии Роберт Циммерман, более известный как Боб Дилан, будет присутствовать 10 декабря 2016 года?

Основная интрига уже промелькнула. Октябрь-2016: Нобелевский комитет, мобилизовав свои стилистические возможности, родил строчку-формулировку: «За создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции». Отписались по этому поводу все. На 10 декабря осталась работа лишь светским ТВ-репортерам: как именно прошел бал в Стокгольме, кто что сказал, кто как был одет (женщины), как на ком сидел фрак (мужчины).

Но... Именно случай 2016 года даст редкую возможность оценить нынешний рейтинг Нобелевской премии в области литературы в системе координат нынешнего «важнейшего из искусств» на примере лидера, знаменитого певца-сочинителя. Своего рода эксперимент.

Условия задачи известны. За два месяца до даты Дилана оповестили: 10 декабря достань где-нибудь фрак и приезжай в Стокгольм, билеты оплатим тебе и нескольким друзьям на твой выбор.

На сайте Боба Дилана объявление о присуждении Нобелевки появилось, провисело неделю и 21 октября было снято. А 15 ноября пришло сообщение: «Дилан благодарит за честь, но приехать не может, потому что раньше договорился на это время о другой встрече (не названа)».

Дадим наводку светским хроникерам, пранкерам и т.д. Разузнайте, где будет Боб Дилан 10 декабря? Ведь больших концертов, туров он уже не дает – 75 лет. Вдруг это окажется... день рождения племянника... 37-я годовщина свадьбы двоюродной тети? Вязка любимой левретки? Или обещал внуку прийти поболеть: важный бейсбольный матч его школьной команды? Или просто договорились раньше, до нобелевской открытки,  попить пива с друзьями из  The Band – его аккомпанирующая группа, с ней и наш Борис Гребенщиков записал в 1997 году альбом «Лилит».

Вот и окажется, что главное светское событие года, литературный эквивалент церемонии «Оскара», окажется принижено этим рокером, певцом, всего-то одной буквой и ударением отличающимся от Димы Билана!

Представитель Шведской академии вышел под телекамеры и сквозь невидимые миру слезы ответил: «Решение Дилана, хоть и редкое, но не единственное. Ранее трое лауреатов отказались участвовать в церемонии: Дорис Лессинг, Гарольд Пинтер и Эльфрида Элинек». Я бы припомнил и фразу Жан-Поля Сартра, видно, тоже желавшего выразить свое отношение, но... материально весьма стесненного: «От Нобелевской премии я отказываюсь, но деньги возьму».

И ту возню вокруг графа Толстого. В начале ХХ века премия только набирала известность, а Лев Николаевич, наоборот, был на вершине мировой славы, безусловно, самый знаменитый писатель эпохи. Сделать его своим лауреатом – сработало бы на престиж самой Нобелевки. Но имевшаяся информация подсказывала шведам: с вероятностью 99% граф откажется. С помощью изощренной интриги, кажется, и через шведку – сноху Толстого оргкомитетчики прозондировали. Граф не стал наращивать свою анархистскую славу очередным «Не могу принять» и вежливо предупредил: «Не предлагайте, не приму». Объективно говоря, выручил шведов.

Ныне нобелевцам приходится сталкиваться со многими упреками: «много скандинавов, обделили африканцев... потворствуют тому, блокируют этот литературный стиль». Трудно быть главной премией мира! Решение «расширить литературную базу», наградить песенного текстовика Дилана тоже критиковалось. Моя версия: такое отношение к Нобелевке-2016 – не только причуда рок-звезды, но и текущий имидж самой премии, немного подмоченный выбором предыдущего года. Поясню.

Во-первых. 100 лет награждают только самых-самых лучших писателей и вдруг для тебя, рокера, впервые делают исключение, расширяя топографию литературных жанров. Для тебя! Впервые!

Во-вторых. Перед тобой наградили просто нужную кому-то журналистку. Да, нон-фикшен в нобелевском списке раньше был, но «Вторая мировая» Черчилля – все же высокая литература! Блеск мысли, стиля, не теряющийся и в переводах, фразы на уровне Честертона. И о разнице меж роскошным стильным нон-фикшеном 1953 года и сухим, на уровне передовиц «Правды», слогом журналистки, лауреата 2015 года, можно судить вполне однозначно.

И географический штрих. Ведь в ежегодном выборе шведам приходится поддерживать еще и географический баланс. Легко нам тыкать: «Обошли Набокова, Одена! Эстетическая слепота!» А им-то надо держать в уме и более опасные попреки: «Обошли такую-то страну! Игнорируют целый континент! Снобы! Расисты!»

И вот, 2015 год: Белоруссия – ура! Но именно тут политическая ангажированность выперла уродливой грыжей. Спросите любого: кто есть  литературная слава Белоруссии? За результаты гипотетического опроса спокоен абсолютно. Близко по уровню к Василю Быкову последние полвека не было. И тут довершение примера ангажированности: президент белорусского ПЕН-центра Быков куда более сурово, чем нобелиант-2015, критиковал Лукашенко, Москву. Эмигрировал, подписывал все письма протеста, в том числе известное «Письмо 42-х». На президентских выборах-1994 в Белоруссии Быков – доверенное лицо Зенона Позняка. Куда уж дальше!

Но в том и фишка! Вся протестная деятельность Быкова – в 1990-х, когда политический вектор (если без эвфемизмов: отношение к Москве) был совсем иной! А надобность в подключении нобелевского усилителя на чей-то критический микрофон понадобилась сейчас. Вот и вышло, что теперь самый знаменитый белорусский писатель не Василь Быков, а Светлана Алексиевич... И уже никаким топором не вырубишь кошмарную строку Википедии: «С. Алексиевич стала следующим русскоязычным нобелевским лауреатом после И. Бродского».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Ярослав Вилков

Эксперты поговорили о климатической повестке в России на языке биржевых инструментов

0
965
Битва за трубы

Битва за трубы

Виталий Барсуков

Как захватывали «Свободный Сокол»

0
2083
Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
2637
Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Екатерина Трифонова

Статус спецсубъекта не спасает от недоброжелательного отношения процессуальных оппонентов

0
2034

Другие новости