0
3888
Газета Культура Печатная версия

15.11.2022 18:21:00

Настройка Нового времени

"ГЭС-2" предлагает взгляд на музыку прошлого и искусство настоящего в духе вагнеровского Gesamtkunstwerk

Тэги: дом культуры, гэс 2, проект, настройка, архитектура, музыка


дом культуры, гэс 2, проект, настройка, архитектура, музыка Фрагмент павильона «Шостакович». Фото Даниила Анненкова предоставлено пресс-службой «ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2» запустил третью серию проекта «Настройки». Если первые два были посвящены музыке современных композиторов, то сейчас это сложносочиненный симбиоз искусства, архитектуры и музыки прошлого.

Семь павильонов посвящены семи композиторам, в каждом из них современное (преимущественно) искусство вступает в диалог с музыкой. Здесь намеренно отсутствуют таблички с названиями, дабы уйти от ощущения, так же и гиды намеренно подчеркивают, что они не экскурсоводы, а медиаторы, то есть люди, которые помогают поставить вопрос, нащупать тему, но не выдать некую правильную версию. Тем более что правильных или неправильных здесь быть не может: это проект взаимодействует скорее с опытом человека, который у каждого свой в зависимости от возраста, образования и даже личных настроек.

Музыкальному критику любопытно очутиться в ситуации «неконцерта», ведь музыка – не фон, не аккомпанемент для экспонатов, а собственно предмет, ради которого мы здесь и оказались. Любопытно проанализировать выбор композиторов и сочинений (за это отвечает один из кураторов проекта Дмитрий Ренанский), принять правила игры, погрузиться в обстоятельства, чувствовать иначе, думать иначе, наблюдать умозрительно, как вдруг начинает выстраиваться паутинка связей. Например, гравюра Пиранези «Вид на виллу д’Эсте в Тиволи» отзовется в предпоследнем павильоне, посвященном Листу, который неоднократно гостил на вилле и посвятил ей две пьесы в цикле «Годы странствий». Или триптих Олега Васильева в павильоне «Бетховен»: в центре каждой из трех на первый взгляд одинаковых панелей с застывшей фигурой человека, стоящего спиной к зрителю, размещены тексты поэта Всеволода Некрасова. «Ничего Ничего/ Ничего и ничего/ Ничего/ Ничего/ Все» вызывает в памяти бетховенский текст «Muss es sein?» – «Es muss sein!», вписанный его рукой в ноты Шестнадцатого квартета, хотя здесь, в павильоне, звучит другой, Четырнадцатый, написанный чуть раньше.

Намеренно или случайно, но в этом павильоне находятся работы, сделанные сериями: трио у Васильева, серия из семи фотографий «Аркадия» Анастасии Цнайдер, пять фотографий цикла Франциско Инфанте-Арана «Обратная перспектива»… Не это ли случайное отражение вариаций в центре бетховенского квартета? Да и сама квартетная лаборатория, где Бетховен шагнул, выбрав экстремальный тонально-гармонический план, без преувеличения, в XX век или как минимум на полвека вперед, к тональному мерцанию «Тристан-аккорда» (а Вступление к вагнеровской опере звучит в последнем павильоне). Или больше – не есть ли это мостик к другим павильонам? Ведь все выбранные композиторы не только определили, но опередили свое время. Даже Лист, романтик, представлен здесь не своими блистательными виртуозными пьесами, а загадочными «Серыми облаками», миниатюрой, современниками до конца не понятой.

Прозрачная фактура, диссонантный склад с опорой на увеличенное трезвучие (это в эпоху все еще устойчивого мажора и минора!) – поиски позднего Листа в полной мере оценят в ХХ веке, когда техника дополнительного конструктивного элемента как гармонической опоры будет в композиторском обиходе.

Собственно, уже первый павильон «Штраус/Шенберг» в этом смысле программный: устроенный как буржуазная гостиная, где висят работы современных художников – Люси Маккензи, Ирины Наховой, Марка Камиля Шемовича и даже Владислава Мамышева-Монро, так или иначе посвященных взаимодействию с прошлым, он наполнен музыкой Иоганна (!) Штрауса в переложении Арнольда Шенберга, композитора, открывшего дверь в эпоху музыкального авангарда. С основанным Шенбергом обществом «Частных музыкальных представлений», куда допускались лишь избранные, желающие почувствовать и понять «настройку» нового времени, прямо корреспондирует и идея «Настроек-3».

Бетховенский павильон, о котором отчасти уже шла речь, решен как студия звукозаписи – затемненное пространство для творчества. Низкий потолок, хромакей вместо окна в «студию» (которой, как и выхода из бетховенского недуга, нет), тема одиночества, даже безысходности, где, по Некрасову, все состоит из ничего, рождает ощущение нервной безысходности, неромантической, совсем не Sehnsucht, глухой тоски.

Отсюда – к Шостаковичу, который встречает нас одинокой фотографией Всеволода Тарасевича, снятой, очевидно, во время репетиций премьеры 12-й симфонии в Ленинградской филармонии. Композитор, прикрыв глаза и откинув назад голову, сидит на покрытом казенным чехлом диване. Сосредоточенность, отрешенность, момент наедине с собой – в то время как готовится к исполнению твоя партитура, озаглавленная «1917 год». Год, события, определившие твою жизнь, твое творчество, твой рупор и твою немоту. Сам павильон – еще одна ниточка – нечаянно корреспондирует с тем, что осталось за кадром фотографии. Инсталляция Кирилла Глущенко воспроизводит трехкомнатный люкс гостиницы «Венец» в Ульяновске, построенной к 100-летию Ленина. Как призраки прошлого, витают здесь темы из симфоний Шостаковича, собранные им самим в последней, Пятнадцатой симфонии. Что было – что будет? Покинешь гостиницу, пыль вытрет горничная, начнется новый цикл. Но музыка! Музыка останется.

И – провал, в XII век, к монашке-революционерке Хильдегарде Бингенской, чьи духовные гимны подсознательно заставляют поднять голову к небесам, уйдя от тревожных реалий инсталляции Ирины Кориной «Камуфляж». Оттуда – к Шуману, который интересен кураторам как пациент психбольницы, как художник с надломленным воображением, темы, которую вынес на гребень интереса ХХ век. «Вариации духа», написанные в дни, когда Шуман совершил попытку самоубийства, бросившись в когда-то воспетый им Рейн, звучат в павильоне, составленном из двух пространств. Оба они – разными способами – осуществляют попытку представить, что это такое – чувствовать иначе? Размытые лица у героев Джакометти, Герхарда Рихтера, Фрэнсиса Бэкона, проваливающийся дощатый пол, громко и неприятно клацающий, пятно видеопроекции с пролетающим над тобой скейтером на потолке (инсталляция Ирины Кориной Urangst), – неопределенность, зыбкость, потеря ориентации.

Наконец, оттуда – к другим героям XIX века: Листу и Вагнеру. «Серые облака» парят в интерьере, созданном Элем Лисицким для демонстрации конструктивистского искусства на выставке в Дрездене (1926). Но «Настройки» лишают это потрясающее пространство, лаконичное и вместе с тем невероятно изобретательное утилитарной, вспомогательной функции. Оно само становится объектом высокого искусства. Игра серого на деревянных ребрах, эффект обмана, иллюзии – ведь никакого серого нет, а есть белый и черный, игра фактур, когда решетки с круглыми отверстиями оказываются металлическими – все это завораживает, растягивает мгновенье, которое, безусловно, прекрасно.

Растянутому времени отвечает спрессованное – в работах Хироси Сугимото, который на долгой выдержке фотографировал фильмы в старинных американских кинотеатрах, в результате чего содержание фильма, произведения искусства переводится в источник света, белый прямоугольник экрана. Это – уже у Вагнера, в придуманной для него часовне, где на двух посетителей (здесь принципиален камерный подход) смотрит отряд колонок на ножках, сияет алым светом окно, а вечное томление Тристана и Изольды поддерживает стеклянная скульптура Наири Баграмян «Иссякающий_Ущелье», которая, похожая на лед, сделана из стекла, материала сверхпрочного – но при определенных обстоятельствах безумно хрупкого. Как любовь. Как время. Как искусство. 


Читайте также


"Мой спортивный район" открывает осенний сезон

"Мой спортивный район" открывает осенний сезон

Татьяна Астафьева

Бесплатные тренировки под руководством опытных тренеров можно посещать и в будни, и в выходные

0
1307
Мигрантов ставят во все более жесткие условия

Мигрантов ставят во все более жесткие условия

Екатерина Трифонова

Проверки по русскому языку пока не касаются новоиспеченных граждан РФ

0
2076
Музей МХАТ – про историю страны

Музей МХАТ – про историю страны

Елизавета Авдошина

Софья Грачева рассказала "НГ" о коллекции в Камергерском переулке и о том, как искать и созидать культурные связи

0
2332
Госдума подготовит базу для запрета движения "Чайлдфри"

Госдума подготовит базу для запрета движения "Чайлдфри"

Иван Родин

За пропаганду бездетности пока устанавливают административную ответственность

0
1945

Другие новости