0
1390
Газета Экономика Интернет-версия

03.03.2000 00:00:00

Не возродится сегодня - умрет завтра

Михаил Делягин

Об авторе: Михаил Геннадьевич Делягин - доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации.

Тэги: экономика


ПОКИДАЯ ХХ век, пора оценить его результаты: 83 года жестоких экспериментов поставили нашу страну на грань уничтожения. Продолжение инерционного развития вызовет ее распад уже в первом десятилетии XXI века. Не только из-за текущей ситуации, но и вследствие неотъемлемых особенностей (высокой региональной дифференциации, монополизации и пассивности) мы не можем выжить, стоя на месте или отступая. Россия может выжить, только идя вперед.

УСЛОВИЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ СТРАНЫ

Преодолеть кризис нельзя без создания дееспособного государства, осуществляющего важнейшую функцию управления - целеполагание. Без него любые программы останутся прожектерством, так как будет отсутствовать инструмент их проработки и реализации.

Сегодня уже очевидно: простое создание даже всех формально необходимых условий экономического роста достаточно для его начала лишь в примитивном, просто организованном, мелком производстве.

Сегодня в России господствуют сложные промышленные технологии (а не простые промышленные, характерные для развитых стран XVIII века, или простые информационные, характерные для конца 90-х годов XX века) и крупное производство (а не мелкое, как в обоих приведенных примерах). Поэтому экономический рост в принципе не может начаться сам собой, как стихийная реакция на созданные условия. Его надо организовывать, и организатором его может быть только государство.

Государство должно быть гибким, мобильным и эффективным, отвечать требованиям и информационной эры, и проблем прошлого. Нужно от "корпоративного государства" перейти к "государству равных возможностей".

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Основные направления государственного строительства следующие:

оптимизация структуры органов управления, начиная с аппарата президента и правительства. Исключение дублирования ведомств и возникновения "управленческого вакуума". Обеспечение исключительной компетенции: за любой вопрос отвечает только один руководитель, обладающий полнотой принятия решений в этой сфере;

определение для каждого ведомства его главной функции и четких, объективных, формализуемых критериев успеха работы;

создание Административного кодекса, четко определяющего, кто, как, на каком уровне и какое принимает самостоятельное решение;

создание встроенного в госаппарат механизма его постоянного самосовершенствования.

Государство должно рыночно и цивилизованно регулировать те сферы деятельности, в которых само по себе рыночное регулирование недостаточно эффективно. При этом ему придется выращивать рыночные институты для налаживания достаточного рыночного регулирования и подготовки своего собственного ухода из этих сфер.

Оздоровление государства может проходить не само по себе, а только в ходе обеспечения условий выживания, которые меняются при изменении временного горизонта. Достаточного для жизни в течение года мало для того, чтобы прожить еще четыре года. Достаточного для того, чтобы дотянуть до конца второго президентского срока, мало для того, чтобы наши дети чувствовали себя полноценными людьми.

Обеспечить долгосрочное выживание - значит построить постиндустриальное общество, общество информационных технологий. Никакое другое в условиях глобализации неконкурентоспособно.

Обеспечить среднесрочное выживание (в течение 8 лет) - значит оздоровить управление (как государством, так и предприятиями) и на основе снижения разрыва между регионами, восстановления здравоохранения, образования и науки остановить процесс разрушения оборудования и систем жизнеобеспечения из-за недоинвестирования и перейти к социально ориентированному и потому устойчивому экономическому росту.

Обеспечить краткосрочное выживание страны (на 1 год) - значит преодолеть депрессию путем роста емкости внутреннего рынка (без такого роста страна распадается на богатую "экспортную" и бедную "внутреннюю" части) и оздоровления институциональной среды.

Сегодня перед нами стоят именно эти задачи.

СТИМУЛИРОВАНИЕ СПРОСА БЕЗ ФИНАНСОВОЙ КАТАСТРОФЫ

Ничтожность спроса делает необходимым его согласованное стимулирование по всем направлениям.

Государство должно объявить войну нищете. Пусть военные сражаются с террористами, остальные должны бороться с бедностью.

С другой стороны, каждый должен быть спокоен за плоды своего труда. Государство должно гарантировать рублевые вклады граждан во всех не обанкроченных им банках, конечно, в ограниченном размере.

Инвестиционный спрос должен стимулироваться созданием инвестиционной инфраструктуры, компенсирующей неустранимые в короткое время недостаток развития рынка, слабость защиты прав собственности, недоверие инвесторов и политическую нестабильность.

Инвестиционная инфраструктура должна включать наиболее защищенный от бюрократизации и коррупции механизм переучета векселей первоклассных заемщиков Центробанком, создание которого было завершено и согласовано с МВФ и МБРР еще в апреле 1999 года.

Внешний спрос надо наращивать стимулированием экспорта всеми видами кредитования, гарантирования и страхования. Ключевые роли должны играть постоянная политическая поддержка экспортеров со стороны государства и официальное провозглашение экспортной экспансии национальной целью.

В глобальной конкуренции побеждает тот, кто продает на наиболее емком рынке. В 1999 году таким впервые стал рынок не США, а ЕС. Россия должна прорваться на такой рынок.

Государственный спрос надо стимулировать ростом эффективности расходов при помощи контроля за средствами бюджета, в том числе путем искоренения паразитирующих на нем посредников, ревизии структуры расходов, сокращения неиспользуемых остатков.

Но федеральный бюджет - менее половины средств государства. Оздоровление его спроса требует контроля за внебюджетными фондами, как федеральными, так и региональными, а также за региональными бюджетами, получающими помощь федерального Центра (как это предусмотрено Бюджетным кодексом).

Последнее позволит обуздать региональные аппетиты при введении гарантированного обеспечения прожиточного минимума: регионы не будут заинтересованы в завышении этого минимума только в том случае, если расплатой за помощь федерального бюджета будет жесткий контроль с его стороны.

Кроме того, государству нельзя оплачивать импорт неуникальных товаров и услуг. Деньги налогоплательщиков должны оставаться в России.

Надо искоренять действия, искусственно занижающие спрос.

В первую очередь покупательную способность находящихся в обращении денег надо увеличить активной антимонопольной политикой. Пора покончить с ее пониманием как борьбы против национальных монополий (на стороне, как случайно оказывается, монополий транснациональных) и попыток расчленения естественных монополий.

Антимонопольная политика должна противодействовать не самим монополиям, а лишь злоупотреблениям с их стороны своим монопольным положением. Допустившие такое должны подвергаться, помимо прочего, временному контролю за структурой цен.

Ценовому террору монополий пора положить конец.

Надо запретить, кроме случаев катастроф, зарубежную гуманитарную продовольственную помощь, насаждающую коррупцию, искореняющую саму возможность возрождения АПК и кардинально сокращающую его спрос, в первую очередь на инвестиции.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕФОРМА

Необходимый для модернизации экономики рост денежной массы будет инфляционно безопасен, если его использовать по мере оздоровления институциональной среды. Только тогда реальный сектор перестанет отторгать деньги, и спрос на них достигнет необходимого для модернизации уровня.

Основа реструктуризации реального сектора - массовая реструктуризация долгов перед государством. Нарушившие соглашение о реструктуризации предприятия должны банкротиться государством.

Механизм рыночной реформы непривлекательных для инвесторов предприятий (по крайней мере, стратегических и градообразующих, которые нельзя закрыть) уже несколько лет стихийно применяется властями регионов: государство забирает за долги контрольный пакет акций предприятия, замораживает эти долги и назначает контролируемых им управляющих. Надо лишь установить, что, оздоровив предприятие, последние должны получать его в собственность. Тогда спасение большой части безнадежных предприятий совместится с их передачей постоянному собственнику, делом доказавшему свою эффективность.

Естественно, это потребует декриминализации процедуры банкротства созданием как госконтроля за этой сферой, так и управляющих фирм, специализирующихся на внешнем управлении под контролем государства и кредиторов.

Реструктуризацию предприятий надо использовать для частичного восстановления единых технологических цепочек и территориально-промышленных комплексов, разрушенных приватизацией, которая сопровождалась расчленением единых технологических комплексов на отдельные звенья.

Первым последствием этого была концентрация прибыли в одном-двух таких звеньях (обычно сбытовых) с деградацией остальных, ставившая под угрозу сохранение производства как такового.

Вторым последствием было резкое увеличение не "зарабатывающего", а обслуживающего персонала. Расчленение технологических цепочек можно сравнить с превращением каждого рабочего у конвейера в отдельное предприятие с собственным директором, бухгалтером, юристом, охранником, снабженцем, сбытовиком, водителем и секретаршей. Даже при прежних объемах выработки прокормить этот новый персонал невозможно. Рост числа служащих и возникновение массы юридических лиц внутри одной технологической цепочки само по себе дезорганизовывало, а зачастую и разрушало ее.

Кроме того, выделившиеся из технологической цепочки предприятия немедленно начинали реализовывать собственные интересы.

Классический пример - продажа сырья: для технологической цепочки и экономики в целом выгоднее продавать изделие из него, но для конкретного предприятия выгоднее экспортировать это сырье - с меньшей выгодой для цепочки в целом, но с большей для себя.

Именно по этому принципу происходил распад нашей экономики с 1990 года. Именно этот принцип с 1997 года пытаются применить к естественным монополиям. Ошибки прошлого надо исправлять, чтобы они не стали причинами катастрофы в ближайшем будущем.

Конечно, восстанавливать надо не все когда-либо существовавшие технологические цепочки, а лишь сохранившие жизнеспособность. Начинать следует с отраслей-"локомотивов", способных "вытащить" значительные секторы экономики. Это строительство и реконструкция автодорог (и лишь затем - производство автомобилей), технологии энергосбережения, строительство типового жилья, переработка сельхозпродукции - единственный ключ к возрождению села, высокие технологии (включая фундаментальную науку и продажу "интеллектуального полуфабриката").

Реальный сектор не оздоровить без политики разумного протекционизма, защищающего производителя, но не создающего для него тепличных условий, ведущих к загниванию. Сбалансированное применение тарифных и обязательно нетарифных мер должно стимулировать импорт не производимого в России оборудования и производство в ней импортируемых сегодня товаров.

Наконец, категорическим условием модернизации российской экономики является реформа судов как основы механизма защиты прав собственности, без которого нельзя преодолеть инвестиционный кризис. Необходимо создать механизмы гарантированного исполнения решений судов, в том числе арбитражных, их реальной независимости, в том числе финансовой, контроля качества судебных решений. Необходимы также действенные программы защиты судей, потерпевших и свидетелей.

Рыночная реализация описанных мер, включая оздоровление структуры госаппарата, должна быть начата как можно быстрее. Иначе государство по-прежнему будет не в состоянии смягчить вызываемые внутренними причинами сезонные весенние и осенние кризисы, которые ведут к судорожной смене правительств, деградации государства, экономики и общества и ставят все более сложные задачи перед все менее подготовленными, менее ответственными и менее опытными людьми. Если Россия не возродится сегодня, умрет завтра.

Возможности описанной политики достаточны лишь для кратко- и среднесрочного выживания. Для обеспечения модернизации, то есть выживания в долгосрочном плане, этих мер недостаточно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
850
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
918
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
1002
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
1740

Другие новости