0
877
Газета Экономика Интернет-версия

03.08.2007 00:00:00

На безлюдье Фрадков вспомнил о комсомольцах

Тэги: фрадков, дальний восток


фрадков, дальний восток Распределяя деньги на Дальний Восток, Виталий Савельев «забыл» о населении.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Вчера правительство в целом одобрило проект Федеральной целевой программы (ФЦП) социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года. Львиная доля из выделяемых на программу 566 млрд. руб. будет направлена на решение транспортных проблем и развитие энергетики. В то же время не совсем понятно, кто же будет осваивать эти деньги: мало того, что в регионе ощущается жесткая нехватка квалифицированных рабочих рук, так в ФЦП еще и не заложены деньги на их привлечение или хотя бы на строительство жилья.

Официально ушедший в среду в отпуск премьер Михаил Фрадков вчера неожиданно появился на заседании правительства. Трудовой порыв главы правительства объяснялся тем, что в повестке дня первым пунктом значилось рассмотрение проекта ФЦП социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, рассчитанной до 2013 года. Данный вопрос находится на контроле президента, который назначил ответственным за его решение персонально Фрадкова.

Премьер, успевший предварительно ознакомиться с основными тезисами доклада замглавы МЭРТа Виталия Савельева и проникнуться масштабом задач, обратился с призывом возродить комсомольские стройки, а заодно откомандировать на Дальний Восток федеральных чиновников, чтобы усилить администрации регионов подготовленными кадрами. «Пора уже организовать комсомольские стройки, молодежь привлекать, создать стройотряды, а руководителей, которые сейчас в Москве и Санкт-Петербурге, попросить выехать туда на несколько лет», – заявил Фрадков.

В словах премьера лишь доля шутки. Демографическая ситуация в регионе, охватывающем 41% территории России, крайне тяжелая. По словам Виталия Савельева, плотность населения здесь не превышает 1,1 человека на квадратный километр, тогда как в среднем по стране этот показатель составляет 8,4 человека. В граничащих с Китаем российских регионах проживают всего 4 млн. россиян, а в соседних китайских провинциях – более 100 млн. человек.

Одним из приоритетов ФЦП названо закрепление населения в регионе. Чиновники также рассчитывают улучшить демографическую ситуацию за счет привлечения русскоязычных мигрантов из СНГ. Планы скромные – с 2007 по 2013 год население Дальнего Востока должно увеличиться в 1,1 раза.

Однако даже консервативный сценарий не кажется реалистичным. Где взять недостающие несколько сотен тысяч человек, из программы так и остается непонятным. В ФЦП акцент сделан на экономике. Из 566 млрд. руб., выделяемых на эти цели, более половины потратят на строительство и реконструкцию автомобильных дорог (более 6,5 тыс. км), 22 аэропортов и 13 морских портов и т.п., а вот социальные аспекты, способные если не привлечь новых, то хотя бы удержать живущих на Дальнем Востоке жителей, слабо проработаны. В частности, на строительство жилья средства в программе вообще не предусмотрены. Между тем в дальневосточных регионах высок процент ветхого и аварийного жилья. В Якутии, например, это показатель достигает 12,6%. Критическая ситуация и в Амурской области, где около 70 тыс. семей бывших строителей БАМа живут в бараках. Области на жилищное строительство на четыре года выделено 4,5 млрд. руб., а по оценке амурского губернатора Николая Колесова, требуется 8 млрд. руб. Схожая картина по жилью и в других регионах Дальнего Востока и Забайкалья.

Еще об одной проблеме говорили первый вице-премьер Сергей Иванов и министр транспорта Игорь Левитин – высокая стоимость авиационных и железнодорожных билетов. Дальневосточники фактически отрезаны от европейской территории России. «Люди, приехавшие туда, выбраться назад уже не могут», – возмущался Сергей Иванов. Он предложил субсидировать из госбюджета ставки тарифов на железнодорожные и авиаперевозки.

Вот только положительное решение этого вопроса может привести к прямо противоположным последствиям, считает главный экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров. «Субсидирование транспортных тарифов усилит отток населения. Те люди, которые сейчас не имеют возможности уехать с Дальнего Востока, воспользуются такой возможностью», – заявил он «НГ». С пессимизмом оценивает эксперт и перспективы экономического развития региона в целом. «Не думаю, что реализация мероприятий ФЦП приведет к кардинальным изменениям. Регион сложный. Здесь проживает всего около 7,5 млн. человек, и сомнительно рассчитывать на бурный рост экономики и социальной сферы», – подчеркнул Тихомиров. Жители других регионов России и русскоязычное население стран СНГ, конечно, могут сделать выбор в пользу Дальнего Востока, но лишь в том случае, если здесь будут созданы рабочие места и гарантированы высокая зарплата и возможность приобретения жилья, резюмировал эксперт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
1595
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
938
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
1156
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
1399

Другие новости