0
1224
Газета Экономика Интернет-версия

14.01.2011 00:00:00

Авторынок вылезает из провала

Тэги: автопром, кризис


Длительность нынешнего кризиса в России составит не полтора-два года, как ожидали в правительстве, а не менее пяти лет. Об этом говорят прогнозы восстановления отечественного авторынка – одного из самых надежных индикаторов состояния экономики. Несмотря на 30-процентный рост продаж новых автомобилей в стране по итогам 2010 года, выход на докризисный уровень ожидается не ранее 2012–2013 годов, а возможно, и еще позднее.

Как заявили вчера представители Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), выход отечественного автомобильного рынка на докризисный уровень и достижение им уровня продаж в 2,8–2,9 млн. новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) ожидается по итогам только будущего года. Об этом сообщил глава комитета Дэвид Томас. Несмотря на внушительный рост – 30% по итогам 2010 года, говорить о восстановлении очень рано. По итогам 2009 года АЕБ фиксировал падение на 50%, так что рост года 2010-го, пусть даже существенный, вряд ли компенсирует такие потери. Впрочем, как пояснил Дэвид Томас, «в начале 2011 года мы находимся в более хорошем настроении, чем это было год и тем более два года назад». При этом он отметил, что главным событием, позволившим российскому рынку продемонстрировать столь впечатляющие показатели, стала программа утилизации старых автомобилей. Из общего роста в 30% на долю программы утилизации приходится почти треть. Остальное – на изменение потребительских настроений, стабильность валютного курса вызвала возобновление кредитных программ и снижение процентных ставок.

Хотя, как посетовал Дэвид Томас, полного понимания целей российской программы утилизации у западных производителей до сих пор нет. Правительственная поддержка оказывалась и в США, и в Европе, но программы уже завершены, тогда как в России реализация аналогичного проекта явно затянулась.

В свою очередь, вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Марк Овенден считает, что «результаты 2010 года вселяют оптимизм». «По мере того как сохраняются высокие цены на нефть и укрепляется российская экономика, к россиянам возвращается уверенность в завтрашнем дне, и покупательная активность снова начала расти, – отметил он. – Мы приветствуем продление программ утилизации подержанных автомобилей и льготного кредитования, которые, безусловно, внесут свой вклад в развитие автоиндустрии, однако следует заметить, что 80% продаж по этим программам приходится на дешевые автомобили традиционных российских производителей». По его словам, прогнозы на 2011 год вполне позитивные, если, конечно, российская экономика и валюта продолжат свой рост. А вот с этим могут быть и проблемы┘

Опрошенные «НГ» независимые отраслевые эксперты куда более пессимистичны, чем их западные коллеги. «По-моему мнению, выход по продажам автомобилей в России на докризисный уровень может затянуться – например, до 2013 года и более, – предупреждает ведущий аналитик компании «РИК-Финанс» Роман Ткачук. – Несмотря на все радужные прогнозы, в наступившем году ситуация может и не измениться, так что все предположения по поводу очередного роста на 20–25% могут оказаться несбыточными». По мнению эксперта, многое будет зависеть от состояния мировой экономики, которая пока не показывает какого-то серьезного роста.

В свою очередь, аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Максим Лобада также считает, что выход на цифру в 2,8–2,9 млн. машин к 2012 году – очень оптимистичный прогноз. «Он подразумевает рост в 53% за два года, что весьма существенно и вряд ли достижимо, поэтому однозначно за следующий год мы рекорда тут не установим, – отмечает он. – Позитивные факторы, которые приводятся в качестве обоснования, с легкостью могут быть нивелированы общей нестабильностью мировой экономики: кризис суверенных долгов еврозоны, форсированная девальвация валют, общее падение мирового спроса и т.д.».

Программа по утилизации уже продлена на этот год, что продолжит поддерживать продажи автомобилей в стране. Но при этом, отмечает Лобада, основным бенефициаром программы является АвтоВАЗ, чьи продажи фактически и вытянули весь рынок на рекордный рост в 2010 году. «В этом году данная тенденция продолжится, но как только программа по утилизации будет свернута, продажи упадут, что повлечет за собой торможение в целом по рынку, – предупреждает он. – Запас по наращиванию реализации есть в сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV), и он может немного сгладить это падение, но ключевой роли не сыграет. С учетом бюджетных проблем России утверждение, что и в 2012 году на программу будут выделены существенные средства, находится под большим вопросом». А после ее отмены уже через год мы можем увидеть не просто остановку темпов роста продаж, но и их снижение при прочих равных, несмотря на весь позитив в области кредитования и изменения потребительских настроений. Особенно если учесть намерения Центробанка по повышению ставки, растущей инфляции и серьезного увеличения расходов населения в связи с ростом тарифов естественных монополий, поясняет эксперт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
327
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
293
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
329
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
244

Другие новости